По данным МВД России, за 2023 год было зарегистрировано 1,9 миллиона преступлений, что на один процент меньше, чем годом ранее. В 45 регионах уровень преступности снизился, в то время как в 40 регионах он увеличился.
Некоторые регионы отличаются довольно существенно. Анализ статистики показывает значительные различия в уровне преступности и его динамике по различным регионам.
Лидером с наименьшим количеством преступлений на 10 тысяч жителей стала Чеченская Республика, где зафиксировано 14,6 преступлений. Общероссийский средний уровень составляет 133 преступления на 10 тысяч человек.
Также Чеченская Республика лидирует по количеству тяжких и особо тяжких преступлений – всего 4,2 на каждые 10 тысяч местных жителей. За Чеченской Республикой следуют Ингушетия (40,8 преступлений) и Дагестан (43,7).
Пятерку лидеров замыкают Адыгея и Кабардино-Балкария с почти одинаковыми показателями – 76,2 и 77,2 соответственно.
Общероссийский средний уровень – 133 преступления на 10 тысяч человек – в регионах Южного федерального округа ниже.
На восьмой строчке рейтинга расположилась Карачаево-Черкесская Республика с 95,1 преступлений на 10 тысяч жителей, что на 0,5 процента больше, чем в предыдущем году.
Ставропольский край занял двадцатую позицию с 115 преступлениями. Северная Осетия оказалась на тридцать седьмой строчке – 127,5 преступлений на 10 тысяч жителей, прирост преступности составил 7,6 процента по сравнению с 2022 годом.
Однако это не самый высокий показатель. Самая сложная ситуация наблюдается в Республике Коми, Республике Карелия и Республике Алтай, где зафиксировано более 200 преступлений на 10 тысяч жителей (213,2, 210,1 и 209,2 соответственно).
Эксперты отмечают, что одной из причин, по которой регионы Северного Кавказа возглавили «рейтинг безопасности», является менталитет населения. В Чеченской Республике на социальные процессы огромное влияние оказывают религиозная идеология, этнокультура (авторитет старших, семьи), внутри которых с презрением относятся к уголовной преступности, не предоставляя ей питательной почвы, - отмечает доктор социологических наук, руководитель отдела Института социологии РАН в Краснодаре Айтеч Хагуров.
Тот же фактор, хотя и в меньшей степени, играет роль и в других кавказских республиках. Исторически сложившиеся национальные кодексы чести регулируют общественный порядок. Кроме того, в регионах отсутствуют дома престарелых из-за традиций - старики предпочитают проводить последние годы среди своих детей, внуков и невесток.
Еще одной особенностью менталитета в СКФО является развитие силовых видов спорта, особенно в Чечне, что иногда может стать препятствием для приезжих из-за выраженной мужской атмосферы и культа мужской силы. Однако это тоже может являться фактором, сдерживающим преступность.
С другой стороны, аналитики критически относятся к статистике преступности в регионах СКФО, так как эти цифры значительно отличаются от средних показателей по России и кажутся аномальными. Ведь данные регионы Северного Кавказа не являются экономически развитыми, их бюджеты являются дотационными, а жизненный уровень населения и зарплаты находятся на низком уровне по общероссийским меркам. При этом известно, что уровень преступности напрямую зависит от экономического благосостояния населения.
Активное развитие туристического бизнеса на Кавказе способствует сокращению многих негативных явлений. Например, в Грозном каждый год появляются новые заведения общественного питания, гостиницы, инфраструктура улучшается, что создает дополнительные рабочие места. По мнению Айтеча Хагурова, успех в этой области зависит от совмещения традиций гостеприимства, присущего этой местности и отличающегося сердечностью, с семейным туризмом, который позволяет путешественникам погрузиться в культуру региона.
Охрана общественного порядка в регионах: Чеченская Республика, Ставропольский край, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Дагестан.