В январе 2025 года московский завод «Москвич» столкнулся с резким падением продаж на 54%. Причиной этого явления стали сложные условия на автомобильном рынке и ряд внутренних ошибок, влияющих на интерес покупателей к бренду, как отметили эксперты в интервью с «Газетой.Ru».
По данным ТАСС, в этом месяце продажи автомобилей «Москвич» составили около 1,1 тысячи машин, что значительно ниже декабрьских показателей, когда было реализовано 2,4 тысячи автомобилей.
![Снижение продаж автомобилей Москвич в январе 2025 года](/images/02/06/250085.jpg)
Однако, по информации пресс-службы завода, продажи в январе 2025 года все же на 40% превысили показатели января 2024 года. Это увеличение связано с эффектом низкой базы, так как бренд только начал свою деятельность на рынке и столкнулся с неравными условиями.
Экс-глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев заметил, что в январе обычно наблюдается сокращение общего объема продаж по сравнению с декабрем.
При этом, данные аналитического агентства «Автостат» показали, что другие автобренды, напротив, увеличили продажи: общий объем новых автомобилей на российском рынке вырос на 11% по сравнению с прошлым годом, составив 89,1 тысячи единиц.
Таким образом, падение «Москвича» выделяется на фоне позитивных тенденций в отрасли, что подчеркивает необходимость завода пересмотреть свои стратегические подходы в условиях конкуренции.
У бренда «Москвич» действительно существуют накопленные проблемы, связанные с отсутствием четкого позиционирования и завышенной стоимостью автомобилей, считает эксперт Олег Мосеев.
Первая проблема заключается в неудачной маркетинговой стратегии, которая была выбрана на этапе возрождения марки, что несет в себе последствия высоких затрат на серийное производство и крупноузловую сборку. В результате, автомобили, произведенные под китайским брендом, нередко стоят дешевле «Москвича», который фактически представляет собой переведённый JAC с незначительными изменениями.
Вице-президент «Национального автомобильного союза» (НАС) Ян Хайцеэр также указывает на неверный выбор позиционирования. По его словам, большинство россиян не испытывают ностальгии по советским автомобилям, а для многих из них имя «Москвич» либо ассоциируется с чем-то негативным, либо вообще неизвестно.
Это делает преемственность марок неэффективной, так как автомобили покупаются не из патриотических побуждений. Хайцеэр отмечает, что концепция преемственности ограничивает возможности компании для изменений и адаптации.
С первых продаж автомобили «Москвич» продавались слабо, но как только цены снизились до уровня Lada Vesta, интерес к базовой модели «Москвич 3» заметно возрос, продажи возобновились, и очереди стали образовываться.
В прошлом году компания «Москвич» активно привлекала покупателей акционными предложениями на свои автомобили.
В марте были обновлены прайс-листы для всех версий кроссоверов «Москвич 3» и лифтбеков «Москвич 6». В частности, модель «Комфорт» подешевела на 720 тыс. рублей, что позволило «Москвич 3» стать самым доступным кроссовером на российском рынке по цене от 1,6 млн рублей.
Это создало значительный ажиотаж вокруг автомобилей марки. Однако эксперты отмечают, что такие резкие снижения цен негативно сказались на имидже компании и её дилеров.
В конце 2023 года крупный дилерский холдинг «Авторусь» разорвал контракт с «Москвичом» и распродал остатки автомобилей со скидками, хотя причины завершения сотрудничества не были раскрыты.
Эксперт Мосеев указывает на переизбыток дилерских центров как на одну из ключевых ошибок компании, что увеличивало финансовую нагрузку.
Ян Хайцеэр отметил, что значительное количество продаж «Москвича» обусловлено госзакупками, однако надёжного бюджета на эти цели до начала 2025 года выделено не было. Это также оказало негативное воздействие на продажи.
Директор компании «Автомаркетолог» Татьяна Акимова добавила, что наблюдается общий тренд снижения спроса на электромобили, что также сказалось на продажах «Москвич-3e», несмотря на его участие в программе льготного автокредитования.
Спрос на автомобили бренда «Москвич» оказывается под давлением, особенно среди юридических лиц, что может негативно сказаться на продажах марки в будущем.
В настоящее время завод выпускает кроссовер «Москвич 3» и его электрическую версию «Москвич 3е», а также седан «Москвич 6». Дебют нового большого кроссовера 8-й серии был изначально запланирован на 2024 год, но перенесен на февраль, а теперь его выход ожидается только весной.
Вице-президент НАС Ян Хайцеэр подчеркивает, что автозаводу необходимо осуществить значительные инвестиции для укрепления позиций на рынке, напоминая, что государство остаётся крупнейшим клиентом.
Экономист Мосеев считает, что «Москвичу» следует сосредоточиться на максимально эффективном партнерстве с китайской компанией JAC, возможно, через контрактную сборку, чтобы повысить экономическую эффективность и достичь объема производства в 50 тысяч автомобилей в год.