США и Россия приближаются к разрешению конфликта в Украине, в то время как Европейский Союз вводит новый, 16-й пакет санкций.
Этот пакет содержит несколько ключевых мер. Во-первых, в санкционный список добавлены 74 танкера из третьих стран, что в сумме с предыдущими ограничениями охватывает 153 судна.

Во-вторых, от системы SWIFT отключены 13 региональных банков, включая «Уралсиб», банк «Точка» и банк «Синара».
В-третьих, Брюссель запретил экспорт ряда товаров и технологий в области нефтегаза, направленных на ограничение добычи и разведки углеводородов в России, что затронет проект «Восток Ойл» и другие СПГ-проекты.
В-четвертых, запрещен импорт российского СПГ через терминалы, не подключенные к общей газораспределительной сети ЕС.
В-пятых, ограничения касаются поставок первичного алюминия из России; в течение года европейские покупатели смогут получить 275 тыс. тонн, что составит 80% от ожидаемого импорта на 2024 год.
Кроме того, список физических и юридических лиц, попадающих под санкции, также был расширен.
Эффективность этих санкций, особенно в отношении российских банков и сектора нефти и газа, может быть относительно ограниченной, поскольку многие ведущие банки уже подверглись жестким мерам и отключены от SWIFT.
Таким образом, время покажет, насколько значительным окажется влияние нового пакета санкций на экономику России.
На фоне действующих санкций те банки, которые не попали под ограничения, продолжают испытывать значительные трудности в осуществлении трансграничных операций.
Их контрагенты тщательно проверяют такие сделки, опасаясь вторичных санкций, что нередко приводит к отказам от сотрудничества.
Таким образом, даже если новые отечественные банки столкнутся с санкциями, эффект будет менее значительным, считает аналитик Игорь Додонов из ФГ «Финам».
Что касается нефтяных танкеров, многие из них уже под американскими санкциями, которые носят экстерриториальный характер, и поэтому европейские компании также обязаны их соблюдать.
Это означает, что танкеры, попавшие под американские санкции, становятся частью и европейских ограничений.
Запрет на хранение нефти и нефтепродуктов в ЕС не окажет значительного влияния, поскольку поставка российской нефти и нефтепродуктов в Европу морским путем была запрещена с 5 декабря 2022 года и 5 февраля 2023 года.
Нефть, поступающая по нефтепроводу «Дружба» в такие страны, как Венгрия, Чехия и Словакия, сразу перерабатывается на местных НПЗ и не хранится.
Также следует отметить, что санкции в отношении российского СПГ имеют ограниченное влияние, так как основная часть этого газа поступает в ЕС через ключевые СПГ-терминалы во Франции, Бельгии, Испании и Нидерландах, по примеру Dunkerque и Montoir-de-Bretagne.
Согласно данным ENTSOG, терминалы, связанные с газораспределительной системой ЕС, не подпадают под новые санкции Европейского Союза. Это означает, что новые ограничения практически не повлияют на объемы поставок российского сжиженного природного газа (СПГ) в Европу.
В настоящий момент в Европе наблюдается затрудненная ситуация с запасами газа в ПХГ, и полное исключение российского СПГ из европейского рынка в ближайшие год-полтора выглядит маловероятным, особенно с учетом недостаточной мощности новых заводов по производству СПГ в мире, таких как в США.
Тем не менее, несмотря на постоянные обсуждения о возможности запрета на импорт российского СПГ, Европейская комиссия пока не решилась на такие меры. Это связано с тем, что новые санкции могли бы вызвать значительное сопротивление внутри Евросоюза.
Страны, такие как Венгрия и Словакия, могут заблокировать такие решения, опасаясь дефицита газа и роста цен на рынке. Поскольку цены на бирже влияют на стоимость газа по всем контрактам, подорожание российского СПГ может повлечь за собой удорожание газа в целом. Ситуация на данный момент такова, что ЕС не находится в экономическом состоянии, которое позволяет бы ему пережить еще один энергетический кризис.
Что касается алюминиевой отрасли, ранее уже вводились санкции против продукции из алюминия, и новый пакет ограничений теперь касается именно первичного алюминия из России. Однако эксперты не ожидают серьезных негативных последствий для российской экономики.
В 2022 году ЕС импортировал 340 тысяч тонн первичного алюминия из России, что на 34% меньше по сравнению с прошлыми годами. Этот объем составляет около 8-9% от общего объема продаж компании «Русал», и в будущем может быть перенаправлен на растущий азиатский рынок, включая Китай, где спрос на алюминий продолжает увеличиваться на 2-5% в год.
Тем не менее, краткосрочная переориентация на новые рынки может вызвать дополнительные затраты для производителей. Таким образом, новый 16-й пакет санкций ЕС можно рассматривать как в значительной степени символический.
Большинство ограничений либо совпадают с американскими, либо являются малозначительными в силу уже существующих мер. Для Брюсселя было важно не только принятие новых санкций, но и процесс их согласования, который совпал с годовщиной начала специальной военной операции в Украине 24 февраля.
Это также демонстрирует стремление Европейского Союза подчеркнуть свою независимость от американской политики во внешних вопросах, в отличие от позиции администрации Трампа.