Республиканцы выдвинули серьезные обвинения в адрес Международного энергетического агентства (МЭА), обвинив его в подрыве энергетической безопасности и требуя предоставить отчет о финансировании, предоставляемом США. В ходе письма, направленного главе МЭА Фатиху Биролю, республиканцы Джон Баррассо и Кэти Макморрис Роджерс выразили обеспокоенность действиями агентства.
Они заявили, что МЭА мешает достаточным инвестициям в энергоснабжение, такие как нефть, природный газ и уголь, что создает проблемы в энергетической безопасности. Критики также заявили, что нейтральные стороны используют прогнозы и продукцию МЭА в своих целях, что подрывает энергетическую безопасность.
Это обвинение вызовет давление на МЭА в отношении его прогнозов спроса на нефть в преддверии выборов в США. Организация, основанная после нефтяного кризиса 1970-х годов, была атакована ОПЕК и Саудовской Аравией за их прогнозы о пике спроса на нефть к 2030 году.
В письме также требуется детальное описание финансирования, полученного МЭА от США за последние 10 лет. Все эти моменты указывают на серьезные разногласия между МЭА и ключевыми деятелями в сфере энергетики. Решение по этому вопросу может иметь далеко идущие последствия как для МЭА, так и для мировой энергетики в целом.
По данным S&P Global, республиканцы США намереваются уменьшить федеральное финансирование МЭА после предстоящих выборов в этом году. Инсайдер, знакомый с обсуждениями внутри республиканской партии, утверждает, что все аспекты сотрудничества США с МЭА будут тщательно проанализированы, включая вопрос финансирования.
Согласно предоставленным данным МЭА, бюджет и деятельность агентства согласовываются каждые два года, при этом странам-участницам предоставляется возможность добровольных пожертвований. В 2022 году после окончания саммита COP26 МЭА, под эгидой ОЭСР, получило дополнительное финансирование в размере 20 миллионов евро от стран-членов для усиления своей работы по поощрению перехода к чистой энергии в развивающихся странах.
Критика МЭА со стороны республиканских законодателей возникла после того, как прогнозы по добыче нефти и скорости отказа от ископаемого топлива были подвергнуты сомнению руководителями крупнейших добывающих компаний мира на прошлой неделе CERAWeek в Хьюстоне. Глава Saudi Aramco Амин Насер назвал призывы к постепенному переходу от ископаемых топлив для борьбы с изменением климата «иллюзией». Представители ExxonMobil, Chevron и TotalEnergies также выразили беспокойство по поводу скорости перехода и необходимости продолжения инвестиций в нефть. Анализ и позиция МЭА по динамике энергетического перехода и будущему ископаемому топливу давно раздражают производителей, особенно в арабских экономиках Персидского залива, отмечают эксперты S&P.
В текущем 2021 году министр нефти Саудовской Аравии принц Абдулазиз бен Сальман связал стратегию Международного энергетического агентства (МЭА) по достижению чистого «нуля» к 2050 году с знаменитым фильмом «Ла-Ла Ленд».
Недавно Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) бросила вызов МЭА, выставив под сомнение его прогнозы и призывы к энергетическому переходу. Генеральный секретарь ОПЕК Хайсам аль-Гайс в ноябре прошлого года обвинил МЭА в дискредитации производителей нефти и газа через свои аналитические материалы.
МЭА было создано странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1974 году с целью координации совместного реагирования на серьезные сбои в поставках нефти.
В число участников входят США, Великобритания, Австралия, Австрия, Япония, Южная Корея, Бельгия, Канада, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Литва, Люксембург, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Испания, Швеция, Швейцария, Нидерланды и Турция.
К числу ассоциированных членов МЭА относятся Аргентина, Бразилия, Китай, Египет, Индия, Индонезия, Марокко, Сингапур, Южно-Африканская Республика и Таиланд.
Согласно уставу МЭА, для принятия решений, предусматривающих для участников обязательства, не предусмотренные уставом, требуется единогласное согласие. Для процедурных вопросов и выработки рекомендаций требуется большинство голосов, распределяемых в соответствии с весом голоса каждой страны-члена.