Более 12 лет назад в экономических кругах, как в России, так и за ее пределами, велась активная дискуссия о перспективах развития российской экономики. Тогда считалось, что экономика России находится в глубокой стагнации, а ее будущее кажется менее привлекательным по сравнению с перспективами быстроразвивающихся стран БРИКС, особенно Китая и Индии.
Важное замечание о том, что в 2013–2014 годах были основания для беспокойства, ибо в 2013 году ВВП России вырос только на 1,8%, а в 2014 году — всего на 0,7%, в то время как в начале 2000-х годов российское общество рассматривало 7–10% прироста ВВП в год как норму. Иронично, но именно в начале 2008 года Всемирный банк впервые высказал опасения о возможном «перегреве» экономики России, подчеркнув, что высокие темпы роста могут иметь негативные последствия.
Привлекая первое десятилетие XXI века, Всемирный банк отметил, что экономический «перегрев» характеризуется ситуацией, при которой спрос растет быстрее, чем предложение, даже при полной загрузке производства. Это может касаться отдельных рынков, таких как фондовый или трудовой, и ключевым признаком такого процесса служит существенный дисбаланс между спросом и предложением. Важным индикатором «перегрева» экономики является высокий уровень инфляции, который возникает при ограниченном предложении определенных товаров. Именно высокий уровень инфляции, превышающий 10% по итогам 2007 года, являлся одним из основных аргументов Всемирного банка в поддержку тезиса о наличии признаков «перегрева» российской экономики к тому времени.
Однако важно помнить, что понятие «перегрева» в экономике не всегда имеет однозначное толкование. С одной стороны, эксперты Всемирного банка в своих критериях «перегрева» указали на рост ВВП России на 8,5%, снижение уровня безработицы до 6,1% и даже уменьшение доли населения, живущего за чертой бедности, до 13,4% (в конце XX века этот показатель превышал 28%). Особое недовольство экспертов вызвали темпы роста российского ВВП на 8,5%, так как по их оценкам экономика России в период с 2000 по 2010 годы должна была расти в среднем не более чем на 6% ежегодно. Следует ли доверять прогнозам Всемирного банка, которые в начале 2008 года предсказывали будущий спад экономики России из-за предполагаемого «перегрева»?
На первый взгляд, эксперты могут быть признаны правыми. В конце 2008 года мировое сообщество столкнулось с первым в XXI веке глобальным экономическим кризисом, который серьезно затронул даже развитые страны «Большой семерки», не говоря уже об экономиках развивающихся государств. По итогам 2008 года темпы роста ВВП России из-за этого кризиса замедлились до 5,3%, а в 2009 году страну ожидал экономический спад на 9%. Даже после выхода из кризиса 2008–2009 годов российская экономика так и не достигла уровня роста, характерного для начала XXI века.
По-видимому, пессимистический прогноз ВБ сбылся. Но стоит понимать, что каждый «перегрев» экономики может иметь свои особенности, и не всегда можно однозначно определить, начиная с какого уровня роста ВВП следует говорить о «перегретой» экономике. Также не всегда ясно, когда рост потребительских цен можно отнести к «перегреву», поскольку инфляция может ускоряться даже в условиях экономического спада (например, в 2023 году Аргентина столкнулась со спадом на 1,6%, но при этом инфляция составила 280%). Экономическая теория и практика подтверждают, что «перегрев» может проявляться в различных формах и иметь уникальные признаки для каждого конкретного случая.
В результате экономического кризиса в конце 2008 года, который охватил весь мир, утверждения о том, что спад российской экономики и замедление темпов роста были вызваны «перегревом», кажутся недостаточно обоснованными.
Случаи возникновения экономических кризисов в странах именно из-за перегрева национальной экономики - редкость. Один из наиболее известных примеров - 'бум Лоусона' в Великобритании в конце 1980-х. В то время министр финансов Найджел Лоусон снизил ставки налога на доходы населения, что привело к быстрому росту платежеспособного спроса, недостатку предложения, инфляции и обесцениванию фунта. Для остужения экономики пришлось поднять налоги, и 'перегрев' был зачищен.
Подобных случаев мало, хотя Всемирный банк и МВФ предупреждали о риске 'перегрева' экономики Китая и о масштабном экономическом кризисе. В 2007 году ВВП Китая вырос на 14,2%. С тех пор рост замедлился (в 2023 - 5,2%), но остается выше среднего мирового роста.
В конце 1980-х Япония показывала темпы роста в 5-6% и была важным кредитором и инвестором США.
В последнее время в Соединенных Штатах и глобальных финансовых институтах стали обсуждать возможный «перегрев» и даже появление «пузыря» в японской экономике. Это якобы произошло из-за слишком высокого курса иены к доллару, а также из-за излишне высокой капитализации японского фондового рынка. Неоднозначное заявление было сделано Аланом Гринспеном, который в середине 80-х годов XX века стал главой Федеральной резервной системы США. Он загадочно заметил, что «деревья не растут до небес», что могло быть тонким намеком на необходимость охлаждения японской экономики, чтобы избежать возможных неприятных последствий.
Каким бы ни было, Япония в начале 90-х годов прошлого века перестала поддерживать высокий курс иены, провела ее девальвацию и из-за серьезного экономического кризиса перестала быть крупным инвестором в американскую экономику. После этих событий никто уже не вспоминал о «перегреве» японской экономики ни в ФРС, ни в глобальных финансовых институтах.
Российская экономика столкнулась с серией кризисов после 2008 года, стагнацией в 2013–2014 годах и пандемией коронавируса, а также с невиданными санкциями со стороны Запада. Тем не менее, несмотря на все эти вызовы, экономика России в 2023 году смогла занять пятое место в мире по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. В сравнении, в начале 2008 года Россия занимала только 8-е место в мире по этому показателю.
Кроме того, в 2023 году экономика России продемонстрировала темпы роста в 3,6%, что выше среднего мирового уровня. В связи с этим в России возникли разговоры о возможном «перегреве» экономики, хотя при сравнении с темпами роста ВВП страны с 2000 по 2008 год скорее можно говорить о «недогреве».
Если говорить о Российской экономике, то для неё рост в 3,6% в год считается слишком высоким и порой опасным, поскольку такой рост может привести к перегреву экономики. Поэтому экономисты считают, что более умеренные темпы роста, около 2,5–3%, являются более устойчивыми для страны. Прогнозы Всемирного банка относительно темпов роста российской экономики в 6% в год считаются слишком завышенными и несбыточными.
Несмотря на то, что Россия занимает высокие позиции в списке экономик мира по ВВП по ППС, её темпы роста остаются ниже, чем у стран-лидеров, таких как Китай и Индия. Для успешного развития страны необходимо активно инвестировать в развитие собственных технологий, машиностроения и промышленности, чтобы не отставать от конкурентов из глобального Востока и Юга.
Важно также снижать зависимость от доходов, получаемых от экспорта углеводородов, поскольку мировые тенденции перехода на альтернативные источники энергии предполагают уменьшение спроса на нефть и газ. Государству необходимо создавать благоприятные условия для бизнеса и инвесторов, чтобы стимулировать развитие отечественного производства и соответствовать растущему спросу населения.
Если России удастся добиться этого в ближайшие годы, вопросы о перегреве или недостатке роста станут неактуальными. Главное, чтобы страна смогла адаптироваться к новым вызовам и изменениям в мировой экономике, сохраняя свою конкурентоспособность и устойчивость.
Поддерживайте обновления и новости, добавляя издание «МК» в свои закладки и подписываясь на свежие публикации.