Значительная часть сотрудников платформенной экономики – это молодежь, которая пока не озабочена своим будущим благополучием, как подчеркивает Александр Корольков.
Однако социальные аспекты платформенной экономики не нашли отражение в текущем проекте закона, предложенном Минэкономразвития.
Новая версия документа, по нашему мнению, значительно уступает законопроекту «О платформенной занятости», который разрабатывался в течение почти трех лет при участии всех сторон социального партнерства, но сейчас находится в подвешенном состоянии.
Независимый профсоюз «Новый труд», занимающийся защитой прав самозанятых и работников платформенной экономики, испытывает неопределенность относительно статуса и будущих перспектив различных законопроектов о регулировании цифровой отрасли.
В парламент внесено несколько версий законопроектов о маркетплейсах, которые существенно различаются.
При этом остается неясным, будет ли закон о платформенной занятости окончательно отложен или адаптирован в качестве вспомогательного документа к основному закону «О платформенной экономике».
В настоящее время 15 миллионов человек активно участвуют в цифровых платформах, однако многие социальные гарантии для них остаются недоступными.
Мы считаем, что законодатели могут выбрать один из двух путей: принять общий рамочный закон, дополненный множеством связанных актов и нормативных документов, или же разработать единый комплексный кодифицирующий закон, который охватит все аспекты платформенной экономики.
Вопрос о необходимости создания кодекса для платформенной экономики обусловлен уникальностью данного сектора и важностью его адекватного регулирования.
Платформенная экономика требует комплексного подхода, особенно в сфере социальной защиты работников, задействованных в этом виде деятельности. Предложенный Министерством экономического развития проект способен заложить основы такого кодекса, если будет дополнен нормативами, касающимися защиты прав платформенно занятых.
С этой позицией согласны многие общественные объединения, независимые профсоюзы и представители бизнес-ассоциаций. Мы уверены, что помимо основного законодательного акта следует разработать отдельную норму, охватывающую различные аспекты трудовых и социальных отношений в данной отрасли.
Хотя соответствующий законопроект уже подготовлен ко второму чтению, его дальнейшая разработка приостановлена. Также вызывает нарекания предложенная Минэкономики трехступенчатая процедура разрешения споров, при которой работник сначала должен обратиться к работодателю, затем в Ассоциацию цифровых платформ, а только потом в суд. Этот подход, когда работник жалуется на работодателя, который может быть нарушителем его прав, создает зависимость сотрудника от платформы и нарушает баланс в трудовых отношениях.
В качестве альтернативы могли бы рассмотреть участие Третейского суда в разрешении конфликтов. Кроме этого, настораживает отсутствие четко прописанных прав для объединений работников, и мы будем настаивать на важности учета мнения профсоюзов при рассмотрении трудовых споров.
Цифровые платформы, выступающие в роли работодателей, часто игнорируют интересы работников, что приводит к нарушению принципа равенства.
Сложившаяся ситуация делает трудящихся уязвимыми, так как мнение работников и партнеров может быть полностью проигнорировано.
Важно ввести возможность заключения коллективных платформенных договоров, аналогичных традиционным трудовым соглашениям, чтобы работники могли лучше защищать свои интересы и фиксировать социальные гарантии и компенсации.
Также необходимо установить обязательные условия для платформ о необходимости информирования работников о страховках, пенсионных фондах и медицинском обеспечении.
Многие работники платформ не задумываются о пенсии, считая, что молодость гарантирует завтрашний день. Тем не менее, важно, чтобы они более внимательно относились к своим социальным обеспечением и обязательно подключались к программам страхования, как пенсионного, так и медицинского.