Глава Якутии Айсен Николаев на VI Международном арктическом форуме в Мурманске представил важные инициативы, целью которых является модернизация логистики и инфраструктуры в арктических регионах.
В центре его предложений – создание нового экономического подхода к Северному морскому пути, который должен принести ощутимую пользу местным сообществам. Николаев также поднял вопрос о реформировании системы северного завоза.

На специализированной сессии была обсуждена государственная поддержка, направленная на снижение затрат на грузоперевозки в северные регионы.
Он сообщил о получении республикой 3,1 млрд рублей бюджетных кредитов после принятия федерального закона «О северном завозе». Эти средства были выделены для субсидирования поставок топливно-энергетических ресурсов, однако предприятия, занимающиеся северным завозом, продолжают сталкиваться с нехваткой оборотных средств.
Годовая потребность в средствах составляет 67 млрд рублей, и лишь половина из этой суммы обеспечивается за счет кредитов, которые год от года растут. В 2024 году расходы на обслуживание таких займов могут достичь 10 млрд рублей.
Для улучшения ситуации Николаев предложил увеличить срок предоставления бюджетных кредитов с трех до пяти лет, что поможет учесть особенности логистики в отдаленных и труднодоступных районах.
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев акцентировал внимание на важности повышения эффективности Северного морского пути. Он считает, что развитие меридиональных транспортных коридоров «Север-Юг» и полное использование внутренних водных путей позволят добиться этой цели.
Николаев отметил, что экономическая модель Северного морского пути может стать движущей силой для развития арктических территорий при условии улучшения меридиональной связности и мультимодальности перевозок, что создаст синергетический эффект для региона. "В противном случае это просто будет маршрут для иностранных караванов, в то время как мы будем лишь зрителями", – подчеркнул он.
Кроме того, Николаев выделил перспективы, которые открывает Северный морской путь для Якутии и восточного сектора Арктики в целом. В частности, он упомянул новый Северо-Восточный коридор, который через пограничный переход «Джалинда-Мохэ» свяжет Китай с Амурской областью России.
По плану грузы будут перевозиться по железной дороге до Нижнего Бестяха, затем в навигационный период будет осуществляться перегрузка на речные суда, которые доставят их в порт Найба для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути. Николаев подчеркнул духовую экономическую эффективность этого проекта и интерес со стороны как российских, так и китайских партнеров. Активная проработка маршрута осуществляется совместно с правительствами Якутии, Амурской области и китайской провинции Хэйлунцзян.
Глава Якутии Айсен Николаев сообщил о планах начать тестовые перевозки по новому транспортному коридору в следующем году, при этом временно без строительства железнодорожного моста через реку Амур.
Особое внимание было уделено проекту «Восточный Меридиан» — автомобильной трассе, начинающейся от федеральной автодороги Колыма у поселка Хандыги и мимо Янского района, ведущей к Усть-Куйге и далее к порту Найба. Этот маршрут существенно сократит затраты на северный завоз и освоение полезных ископаемых в северо-восточных районах республики.
Николаев подчеркнул, что для успешного освоения арктических территорий необходима стабильная энергетическая инфраструктура, так как без эффективного энергоснабжения невозможно реализовать большие проекты.
Для решения проблемы энергоснабжения минерально-сырьевых центров он отметил важность стратегических инициатив от Росатома, в том числе строительства малых атомных станций. Однако такие проекты не охватывают все изолированные территории, что ограничивает их эффективность.
В качестве успешного примера был приведен проект модернизации локальной генерации на Дальнем Востоке, по которому планируется обновить 270 дизельных электростанций. В Якутии уже функционируют 12 из 73 ожидаемых гибридных энергокомплексов, что позволило значительно сэкономить 1577 тонн дизельного топлива в 2024 году.
Кроме того, Николаев высказал необходимость снижения кредитных ставок и увеличения государственной поддержки для модернизации региональной энергогенерации, предлагая продлить дальневосточную надбавку до 2035 года и использовать 50% средств для обновления энергообъектов.
По словам Айсена Николаева, существует серьезная проблема растущего разрыва между льготными и реальными тарифами на электроэнергию, который сейчас компенсируется региональным бюджетом.
Для решения этого вопроса комиссия Госсовета, совместно с Минэнерго и ФАС, разрабатывает механизм федеральной компенсации затрат энергокомпаний. Эти меры включат в новый нацпроект по развитию Арктики, которому необходимо уделить особое внимание, особенно в контексте поддержки коренных народов Севера. Николаев подчеркнул необходимость создания отдельного блока мер в этом нацпроекте, указывая на то, что программа поддержки, принятая в 2021 году, пока не привела к ощутимым улучшениям в жизни этих народов.
Важным остается вопрос организации мультимодальных перевозок, где Николаев акцентировал внимание на активном использовании внутренних водных путей. В рамках государственной программы развития судостроения в Якутии завершается первый этап постройки Жатайской судоверфи, где планируется закладка первого судна до конца апреля. Эта верфь будет способна вводить в эксплуатацию до 10 судов ежегодно, а также обеспечивать ремонт, модернизацию и утилизацию плавсредств.
Однако, потребность в современных грузовых судах остается крайне высокой, что делает обновление речного флота одной из ключевых задач региона.
Кроме того, особое внимание было уделено безопасности судоходства по Северному морскому пути, что подчеркивает его значимость для транспортной инфраструктуры страны.
Основной задачей является создание комплексной спасательной инфраструктуры, включая крупный аварийно-спасательный центр в поселке Тикси.
Глава региона, Айсен Николаев, подчеркивает, что организация эффективной спасательной службы имеет первостепенное значение, так как речь идет о безопасности людей.
В дополнение к этому, продолжается реализация программы по развитию сети торгово-логистических центров в арктических районах республики. Из запланированных 13 объектов уже работают 10, а три оставшихся откроются до конца года.
Одним из успешных примеров стал центр в селе Хонуу Момского района, где удалось увеличить ассортимент товаров с 300 до 950 позиций, при этом цены остались доступными.
В дальнейшем планируется внедрение системы обратных поставок, что позволит вывозить местную продукцию, как рыбу, дикорастущие растения и оленину, способствуя экономическому развитию северных областей.
Также состоится VI Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» 26-27 марта 2025 года в Мурманске, который станет важной площадкой для обсуждения вопросов социально-экономического развития арктических территорий и нахождения многосторонних решений для освоения ресурсов региона.
Николаев также предложил создать единую информационную систему по топливно-энергетическим балансам для всех уровней властей и организаций энергоснабжения.