Современная глобальная экономика кардинально отличается от той, что существовала пять лет назад, во времена последнего визита китайского лидера Си Цзиньпина в Европу в марте 2019 года, утверждает известный журналист и бывший корреспондент изданий Barron's и Bloomberg Уильям Песек.
Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин встретился на трехстороннем саммите Китай-Франция-ЕС с президентом Франции Эммануэлем Макроном и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен в Елисейском дворце в Париже 6 мая 2024 года. Фото: Xinhua.
Турне лидера КНР по Европе проходит на фоне возрастающих обвинений ЕС в адрес Китая по поводу субсидий, избыточных производственных мощностей и поддержки России.
С тех пор произошло целое обилие событий: пандемия принесла хаос по всему миру, президентом США стал Джо Байден, Россия начала специальную военную операцию на Украине (которую Китай как бы негласно поддерживает), канцлер Германии Ангела Меркель ушла в отставку, Федеральная Резервная Система США провела наиболее агрессивный цикл ужесточения денежно-кредитной политики с середины 1980-х годов, а Европейский Союз пригрозил введением новых пошлин на экспорт из Китая - крупнейшей экономики Азии.
Все эти факты ставят перед Си Цзиньпином одну из самых серьезных задач за всё время его правления. Визит Си Цзиньпина во Францию, Сербию и Венгрию происходит в момент, когда США и их европейские союзники всё настойчивее выражают обеспокоенность по поводу поставок китайских товаров двойного назначения в Россию, поддерживая военную машину этой страны, - об этом сообщают эксперты.
Пекин же рассматривает торговлю как постоянный элемент двусторонних отношений.
Также важно получить доступ к европейскому рынку электромобилей (EV) и убедить Запад в том, что опасения по поводу «избыточных производственных мощностей» Китая преувеличены.
Кризис в недвижимости в Китае не должен стать причиной следующего мирового финансового кризиса. Это возможно без участия в торговой войне с одним из ключевых экономических блоков из-за роста производства, который способствовал восстановлению Китая после пандемии Covid-19.
На последнем визите Си Цзиньпина в Европу внутренний валовой продукт (ВВП) Китая был приблизительно равен ВВП Евросоюза в долларовом выражении. Сегодня ВВП Китая примерно на 15 процентов больше. Экономическая цикличность Европы и Китая подразумевает, что торговый баланс будет в пользу Китая.
Спрос в странах Евросоюза растет, что благоприятствует закупкам китайских товаров. В первом квартале 2024 года экономика еврозоны начала демонстрировать рост после периода стагнации, вызванного энергетическим кризисом во второй половине 2022 года.
Стабильные поставки энергоносителей способствуют этому росту. Снижение их стоимости привело к снижению инфляции.
Увеличение заработной платы незначительно ускорилось, что частично компенсирует утраченную покупательную способность, что благотворно сказывается на потребителях.
Некоторые экономисты считают, что по мере того как Китай сталкивается с нарастающим давлением со стороны Соединенных Штатов, включая ограничения на инвестиции в китайские компании, у Европейского союза есть возможности оказать давление. По мнению некоторых экспертов, маршрут посещения Си Цзиньпина начался с Франции не случайно. Через три недели после визита канцлера Германии Олафа Шольца в Китай Си встретился с президентом Франции Эммануэлем Макроном, который в некоторых аспектах может быть его союзником.
Отстаивая интересы предотвращения превращения Европы в «вассальное государство» США, Макрон представляет для Си лучший вариант влиять на политику ЕС. Аргументы Макрона в пользу «стратегической автономии» от Вашингтона под руководством Байдена, которые он часто высказывал, являются ключевой точкой соприкосновения как для Пекина, так и для Парижа.
Однако возникают проблемы. Одной из них является стремление Макрона защитить французскую и экономику всего ЕС от потока дешевых товаров с материка, экспорта электромобилей и других «зеленых» продуктов, которые по мнению Брюсселя получают недопустимые государственные субсидии.
Еще одним значительным аспектом является активная поддержка Китаем специальной военной операции России на Украине. В ответ на это заявил Макрон, что готов отправить в Украину французский иностранный легион.
По мнению Мэтта Джерачи, помощника директора Глобального центра изучения Китая при Атлантическом совете, Си Цзиньпин вероятнее всего попытается недооценить значимость поддержки, оказываемой Китаем военной промышленности России.
Президент Франции Эммануэль Макрон также не в восторге от того, что Си Цзиньпин выбрал Россию в качестве приоритетного партнера после Франции. Западные СМИ сообщают, что Макрон надеялся, что на первый план выйдут франко-китайские отношения, а не дружественные связи между Россией и странами как Сербией, так и Венгрией.
Лидер Франции не смог убедить Си Цзиньпина отказаться от поддержки России. Северозападные лидеры, включая Макрона и Шольца, озабочены тем, что Си Цзиньпин, имеющий множество связей с прокремлевскими кругами, игнорирует более значимые политические сигналы, поступающие от Евросоюза.
Рольф Лангхаммер, старший научный сотрудник Кильского института, отмечает, что, глядя на визит канцлера ФРГ в Китай в апреле, Шольц в основном опирался на интересы немецкой промышленности. Например, немецкие компании в Китае также извлекают выгоду из политики субсидирования, а доступ к дешевым китайским товарам обеспечивает ценовые преимущества для отечественных предприятий, стимулируя немецких потребителей и производителей купить экологически чистые товары.
Кроме того, немецкие компании опасаются возможных ответных мер, таких как введение ограничений на экспорт ключевых видов сырья, если Евросоюз введет тарифы на импорт из Китая.
Согласно Лангхаммеру, «эти аргументы понимаемы с макроэкономической перспективы. Но они не учитывают вполне оправданные опасения Еврокомиссии относительно предстоящего резкого роста китайского экспорта на единственный открытый рынок в мире - европейский рынок - ЕС».
Касательно визита лидера Китая на этой неделе старший исследователь Института Монтень Матье Дюшатель считает, что «только дипломатия, возможно, не принесет заметных результатов в отношениях между Евросоюзом и Китаем, что подтверждается этим визитом. Тем, кто ищет более реалистичные способы устранения асимметрий и дисбалансов в торговых, технологических и инвестиционных отношениях между ЕС и Китаем, следует обратить внимание на развивающуюся экономическую программу безопасности ЕС».
Дюшатель отмечает, что перед нами еще много проблем. «Проблема устойчивости цепочек поставок показывает, насколько сложно построить европейскую программу экономической безопасности без экономической разведки. Последовательные кризисы выявили уязвимые места в европейских цепочках поставок. Однако усилия, направленные на снижение этих рисков, в основном предпринимались частными компаниями и отдельными государствами-членами и не привели к существенным результатам».
«Не обладая собственным потенциалом в области экономической разведки, усилия Европейского союза по устранению уязвимостей в цепочках поставок до сих пор не дали серьезных результатов», - печально заключает Дюшатель. «Для эффективного решения этой проблемы Европейской комиссии необходимо накапливать и анализировать стратегическую информацию в гораздо более крупном масштабе, чем это могут сделать отдельные государства-члены и частные организации».
Эти новые меры помогут Комиссии стать важным игроком в разработке стратегий для обеспечения стабильности цепочек поставок, что принесет пользу всем странам Европейского союза и европейскому бизнесу в целом.
Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен принимает решительные меры, вводя ряд торговых ограничений в отношении Китая. Эти действия направлены на выполнение ее обязательств сделать Брюссель более влиятельным участником в мировой политике.
Чтобы более точно оценить затраты, связанные с китайскими субсидиями на производителей электромобилей, ветряных электростанций, солнечной энергии, железнодорожных компаний и медицинского оборудования, была проведена более детальная аналитика.
Глава антимонопольной службы ЕС Маргрете Вестагер заявила Bloomberg: «Понимание того, что вас обманули, подсказывает, что нужно быть более бдительным, обращать больше внимания и действовать более результативно». Она подчеркнула, что Европейский союз активно использует свои торговые инструменты и механизмы для контроля иностранных субсидий, чтобы восстановить честную конкуренцию.
Правила о иностранных субсидиях были созданы для защиты от недобросовестной конкуренции на государственных торгах и сделках, которые осуществляются за счет государственных средств и в ущерб европейским компаниям. В прошлом месяце команда Вестагер начала дополнительное расследование по участию китайских компаний в строительстве ветряных электростанций в Болгарии, Франции, Греции, Румынии и Испании, чтобы убедиться в соблюдении принципов честной конкуренции.
Маартье Вийффелаарс, старший экономист Rabobank Group, высказывает мнение о том, что 2024 год станет еще более тревожным из-за крайней неопределенности, связанной с геополитическими напряжениями. Вопрос о том, как все это закончится, остается главным, по его мнению.
Также он указывает на то, что внимание европейцев недавно привлекли солнечные батареи, ветряные турбины и медицинские приборы. Однако Европа нуждается в Китае как в экспортном рынке, так и для обеспечения доступа к важным ресурсам для энергетического перехода.
Согласно Леони Аллард, торговые проблемы станут одним из ключевых вопросов дискуссии, особенно учитывая замедление экономического роста в Китае. Слабость иены также влияет на планы Пекина на 2024 год, давая Японии торговые преимущества. Возможное ослабление юаня может повысить риск дефолта среди застройщиков с большими офшорными долгами и оказать негативное влияние на экономику перед выборами в США.
По мнению западных экспертов, китайские власти должны преодолеть кризис на рынке недвижимости, укрепить фондовые биржи, увеличить частный капитал и создать надежные механизмы социальной защиты для стимулирования потребления.
Между тем, во время тура по Европе Си Цзиньпин, лидер Китая, а именно премьер-министр Ли Цян, остается в Пекине, руководя процессом укрепления экономической мощи страны.