Эмоции как товар в туристической отрасли России

Май 7, 2025 / 17:05

Эмоции стали важным товаром в туристической отрасли, и это утверждение подтверждает любой предприниматель в индустрии гостеприимства. Современные возможности позволяют не только создавать, но и перезапускать города, восстанавливая их историческое, ремесленное, гастрономическое и культурное наследие. В преддверии летнего сезона «Эксперт» делится интересными примерами, как российские города зарабатывают на эмоциях, особенно в тех, где это единственная возможная экономика.

В конце февраля в новом столичном центре «Кибердоме» прошел III Всероссийский форум «Ru.Локация. Территория жизни». Название форума наглядно иллюстрирует изменение смыслов в нашей стране: «рулоканты» отказываются от поездок за границу. Форум был направлен на поддержку лучших практик работы с историческим наследием, первые шаги которого были сделаны в прошлом году в Петровском путевом дворце.

Эмоции как товар в туристической отрасли России

Хотя «Кибердом» включает в себя элементы старого Пресненского завода, ставшего известным в XIX веке, он также представляет собой современный многофункциональный центр и хаб в области кибербезопасности. Это здание демонстрирует, как прошлое и настоящее могут сосуществовать: старинные стеллажи находятся в тандеме с современными неоновыми порталами, ведющим в цифровые лабиринты. Таким образом, восприятие наследия меняется: это уже не просто памятники и артефакты, а эмоциональный опыт, который активно развивается не только в больших городах, но и в российских регионах.

Калининград и Якутия заявлены как ведущие центры кинематографа на национальном уровне, Воронеж стал известен как центр анимации, а Красноярский край гордится статусом гастрономической столицы Сибири. Эти слова были произнесены Сергеем Новиковым, начальником управления администрации президента РФ по общественным проектам, на форуме.

Он отметил, что многие регионы уже выбрали свои специфики и теперь стремятся увеличить число туристов и расширить налоговую базу, что уже приносит десятки миллиардов рублей. Например, выручка креативных индустрий в Красноярском крае достигает почти 100 миллиардов рублей в год, что для такого крупного региона является внушительным результатом.

В 2017 году был создан единый оператор президентских грантов, а в 2021 году появился Фонд культурных инициатив. Сергей Новиков объяснил, что ранее средства распределялись поровну между федеральным центром и субъектами, но теперь 87% грантов направляются в регионы, и только 13% получают московские проекты, многие из которых занимаются общенациональными инициативами. Это демонстрирует явную тенденцию к поддержке региональных программ.

В 2024 году по распоряжению президента запланирован запуск фонда экологических проектов, который начнет функционировать в 2025 году с выделением 1 миллиарда рублей на гранты. С увеличением числа запросов сумма финансирования может возрасти, как это уже произошло с грантами Фонда культурных инициатив.

Также ВЭБ.РФ совместно с Московской школой управления «Сколково» завершила программу по туризму «Гостеприимные города», разработанную по заказу Минэкономразвития России.

В программе, направленной на развитие туристического потенциала российских городов, приняли участие 211 населенных пунктов, из которых около 40% составляют малые города. Основная цель программы заключалась в нахождении эффективных решений для перезапуска этих городов через развитие туризма. Ирина Макиева, главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ, подчеркнула, что нестандартные подходы могут существенно привлечь новых туристов.

За полгода собраны результаты из 90 городов-участников: осуществлено 100 проектов, более 400 находятся в стадии реализации.

Примером успешного переосмысления может служить Альметьевск в Татарстане, который выбрал направление здоровья, спорта и активного образа жизни, став велогородом и местом притяжения для триатлонистов. В этом городе также развиваются научно-образовательный кластер и креативные индустрии.

Другой интересный случай — Богородицк под Тулой, который, помимо исторических усадеб, планирует возвести пятизвездочный бутик-отель на территории угольной шахты и создать велопешеходные маршруты.

Гаврилов-Ям в Ярославской области, находясь на Золотом кольце России, акцентирует внимание на промышленном и ремесленном туризме: здесь можно посетить льнокомбинат, Музей купца Локалова и Музей ямщика. Эти инициативы иллюстрируют, как неожиданные решения могут выводить города на новый уровень развития и привлекать туристов.

Междуреченск, расположенный в Кемеровской области и связанный с угольной промышленностью, начинает возвращаться к принципам таежной цивилизации. По словам Ирины Макиевой, важными ценностями становятся экология и жизнь в гармонии с природой.

В экономике впечатлений неожиданные факторы играют ключевую роль, особенно когда новизна возникает в знакомом контексте. Таким образом, подмосковная Коломна служит примером успешного перезапуска городских территорий.

Дмитрий Ойнас, директор проектов АНО «Коломенский посад», отметил, что посетители Коломны стремятся вернуться, открывая новые ракурсы — подобно сериалам, где зрители хотят продолжать жизнь в эмоционально принятом мире. Наследие и прошлое формируют эмоции, которые, по мнению Ойнаса, являются основным ресурсом постиндустриальной экономики.

Хороший продукт может задействовать все пять органов чувств, поэтому чем больше эмоций получает пользователь, тем выше спрос на продукт и его маржинальность. Технология городского развития заключается в упаковке наследия в эмоциональные сервисы и услуги, в то время как инфраструктурные шаги — благоустройство, фестивали и возрождение локальных производств — следуют за этим.

В Коломне открылся новый объект — Дом Сурановых, который предлагает уникальную возможность перенестись в 1890 год.

Как отмечает Дмитрий Ойнас, этот проект погружает посетителей в атмосферу купеческой жизни, позволяя узнать о быте семьи Сурановых, их привычках и гостях. Гостям доступны детали повседневной жизни, включая то, что они ели и чем занимались, а также событийный календарь Коломны.

Программа «Жизнь коломенская. Неигра» предлагает различные форматы путешествий во времени, из которых два предназначены для краткосрочных опытов продолжительностью 2-3 часа, а формат «Неигра» обеспечивает полномасштабное погружение на 30 часов.

В этот период участники смогут забыть о современности на целые сутки, а также подготовиться к погружению и вернуться к реальности. Участие в этом проекте требует подготовки, включающей изучение различных навыков, необходимых для воссоздания исторической атмосферы, таких как умение взбивать перины и гасить свечи, чтобы избежать повреждений мебели.

Для удобства туристов предусмотрено 126 комплектов исторической одежды, включая домашнюю, парадную и рабочую, что поможет точно воссоздать атмосферу той эпохи.

Таким образом, Дом Сурановых не просто музей, а живая история, где каждый посетитель может стать частью прошлого.

Современному человеку стоит обратить внимание на различные аспекты жизни, такие как использование корсетов, которые раньше носили не только женщины, но и мужчины. Важным элементом обслуживания является понимание клиентами требований персонала – поваров, управляющих и гувернанток.

Стоимость программы составляет около 600 тысяч рублей для семьи из шести человек. По словам Дмитрия Ойнаса, мероприятия «Неигра» проводятся два-три раза в месяц, и уже сформировалась очередь желающих.

Представление о новизне в привычной среде не всегда связано с перезапуском малых и средних городов через туризм. Часто это вызвано необходимостью создания альтернативных центров в крупных городах, которые помогают более эффективно распределить транспортные и пешеходные потоки, улучшая доступность социальных объектов, мест отдыха и досуга.

В начале февраля 2025 года в Казани прошло открытие нового здания Театра имени Галиасгара Камала. Архитектурный проект был разработан московским бюро Wowhaus совместно с японским архитектором Кенго Кумой. Новый театр стал площадкой для IV Международного архитектурно-строительного форума «Казаныш», который собрал более 45 тысяч посетителей за три дня.

Значение этого объекта для Казани и республики трудно переоценить. На открытии форума сооснователь Wowhaus Олег Шапиро был удостоен звания заслуженного архитектора Республики Татарстан от президента Татарстана Рустама Минниханова.

Проект под названием «Национальный центр имени Галиасгара Камала» представляет собой масштабный культурный комплекс площадью около 60 тыс. кв. метров, о чем сообщил Олег Шапиро в интервью «Эксперту». Это не просто театр, а центробогатой культурной жизни, включающий многофункциональное пространство.

Первый этаж служит транзитной зоной, связывающей его с городскими кварталами и набережной озера Кабан, создавая возможность для установки плавучей сцены. Несколько амфитеатров на водной глади летом дополнят атмосферу.

Шапиро отмечает, что новый объект значительно изменяет городской ландшафт, создавая новый центр притяжения для жителей и туристов. Благоустроенная набережная, связывающая берега озера, и новое жилье делают район более привлекательным. В ходе строительства были ликвидированы старые гаражи и автозаправка, место которых займёт парк.

Комплекс включает не только камерный зал, но три больших театральных зала и четыре репетиционные комнаты. Также предусмотрены пространства для арт-резиденций и театральных студий. Мастерские для создания реквизита и костюмов будут выходить на набережную.

Яркое архитектурное оформление здания с угловыми стеклянными панелями напоминает кристаллы, которые появляются на поверхности озера зимой. Ожидается, что в новом театре пройдет XI Международная театральная олимпиада в июне, что подтвердит его значимость в культурной жизни Казани.

В прифронтовых городах, таких как Белгород, начали задумываться об опережающей реконструкции. В городе планируется создать новый исторический центр на месте разрушенного в Великую Отечественную Войну монастыря.

На участке в 7 гектаров будет возведён «Белый квартал», отделка которого выполнена из белого мрамора с элементами архитектуры утраченных зданий XIX века. В одной части квартала разместятся гостиницы, рестораны и офисы, в другой — концертный зал на 550 мест, лектории и российско-сербская школа сервиса и гостеприимства, первый набор в которую будет осуществлён уже в этом году.

По словам советника губернатора Белгородской области Дмитрия Разумова, создано 15 инвестиционных лотов, варьирующихся от 500 до 50 000 кв. м. Гостиницы будут строить местные инвесторы, а операторами выступит компания Domina, управляющая отелями в Италии, Германии и Египте.

Концертный зал разработает китайский проектный институт из города-побратима Дэчжоу. Планы завершить строительство озвучены на следующий год.

Международное сотрудничество с Сербией, Китаем и Италией внушает надежду на успех проекта и восстановление мира в регионе, который сейчас не рассматривается как туристическое направление.

По материалам: expert.ru