30 марта 2020 года Россия начала режим локдауна из-за пандемии COVID-19, что привело к значительным социально-экономическим изменениям, заметным и сегодня.
Экономист Анна Анисимова, директор сервиса «Купец CRM», отмечает, что до пандемии лишь менее 1% работников занимались удалённой работой, в основном в секторе IT. Однако к концу второго квартала 2020 года этот показатель резко возрос.

В ответ на изменение структуры рынка труда, 8 декабря 2020 года был принят федеральный закон, который вступил в силу 1 января 2021 года, внесший обновления в Трудовой кодекс России. Этот закон четко разграничил виды дистанционной работы: постоянную, временную (до шести месяцев) и комбинированную, а также установил права сотрудников на отключение от работы вне рабочего времени и обязательства работодателей по возмещению затрат на оборудование для удалённой работы.
Кроме того, значительно развилась телемедицина. По данным Минздрава, в 2019 году число онлайн-консультаций в России было чуть более 700 тысяч.
По данным на конец 2023 года, число консультаций достигло свыше 8 миллионов, что стало возможным благодаря регулярному доступу к первичной медицинской помощи как в городах, так и в удаленных регионах страны. Это обеспечило гражданам удобный доступ к медицине, который ранее был ограничен.
Как отметила экономист Анисимова, пандемияaccelerировала цифровую трансформацию в логистике и услугах доставки, особенно в небольших городах. Локдаун стал переломным моментом в экономической жизни России, изменив сценарии взаимодействия между работодателями, сотрудниками и потребителями.
Анисимова также подчеркнула, что современные криминальные схемы вернули кражу смартфонов в ряд прибыльных видов преступлений.