После введения санкций в отношении Автоваза, компания перестала публиковать свою финансовую отчетность. Ранее руководство Volzhsky Avtozavod сообщало о планируемой чистой прибыли на 2023 год.
Однако ситуация изменилась, и глава совета директоров компании, а также министр промышленности и торговли Денис Мантуров внезапно заявил о возможной финансовой поддержке со стороны государства. Денис Мантуров, который также занимает должность председателя совета директоров Автоваза, выразил готовность государства помочь автопроизводителю.
Это стало предельно понятно после того, как французский автогигант Renault передал свою долю в совместном предприятии с Ростехом российскому государству, что привело к тому, что 100% акций Автоваза теперь принадлежат Российской Федерации.
Однако выступление о готовящейся помощи главному автозаводу страны было сделано Денисом Мантуровым как чиновником, а не от лица компании. Государство снова выходит на помощь Volzhsky Avtozavod, задача которого производство автомобилей под марками «Лада» и «Нива».
До 2021 года Автоваз регулярно публиковал свою годовую отчетность, однако, в 2023 году, в связи с введением санкций, отчетность стала закрытой. Ранее Renault, как публичная компания, не могла скрывать свои финансовые показатели.
Однако, в связи с новыми реалиями, привлечение инвесторов на фондовых рынках стало невозможным. Начиная с 2023 года, Автоваз оказался под санкциями, а НАМИ также попал в список ограниченных компаний в феврале. Возможность узнать о финансовом состоянии компании теперь возможна только через официальные заявления руководства.
Несмотря на сложную ситуацию, глава Автоваза выражает оптимизм относительно финансовых результатов компании. По его словам, в 2022 году завод завершил с прибылью в 1,2 миллиарда рублей, и в 2023 году ситуация также остается положительной. Денис Мантуров подтвердил: «В прошлом году убытков не было, мы даже частично обнулили убытки прошлых лет, и в текущем году они почти полностью будут погашены, останется что-то на 2025 год, но в целом мы ожидаем прибыльность».
Экспертное сообщество полагает, что новость о поддержке автозавода ВАЗ является позитивной, однако высказывает мнение о необходимости финансовой помощи для предприятия.
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков отмечает, что у Автоваза есть перспективные планы по выпуску новых моделей, и поэтому оно заслуживает поддержки. Он признает, что сложно оценить экономическую ситуацию завода без конкретных данных, но призывает к пониманию необходимости дополнительных финансовых ресурсов при текущей конъюнктуре.
Помимо Автоваза, в российской автомобильной индустрии практически не осталось крупных игроков, и потому поддержка государства важна. Доля Автоваза принадлежит практически государству, что подчеркивает важность его финансовой стабильности.
Накопленный долг завода сейчас составляет 120 миллиардов рублей, что делает урегулирование кредитных обязательств одной из главных задач. Правительство подчеркивает, что выделенные средства были нужны для запуска производства новых автомобилей.
Сегодня ВАЗ активно модернизирует свои автомобили и пытается компенсировать утрату зарубежных компонентов. Поддержка со стороны государства имеет смысл, так как обеспечение автомобилей компонентами и новыми технологиями требует значительных затрат.
По задумке, автозавод Волжский планирует выпуск четырех новых моделей к 2024-2025 годам, включая седан бизнес-класса Lada Aura. Массовый спрос будет охвачен моделью Lada Iskra. Также планируется выпуск электрической версии e-Largus для более продвинутых потребителей и городского паркетника класса С на базе Vesta.
Однако покупатели продукции Волжского автозавода пока сталкиваются с определенными проблемами в процессе приобретения новых автомобилей.
В прошлом году стало известно, что две трети новых Вест поступили к дилерам недоукомплектованными, отсутствовала, например, необходимая по закону кнопка системы ГЛОНАСС. Эксперты оправдывают завод, указывая на то, что никто не был готов к резкому разрыву связей с европейскими инвесторами.
«Автоваз выпускает качественные автомобили. В том ценовом сегменте... Сейчас произвести автомобиль в пределах 1 миллиона рублей, скажем, модель Гранда — это вполне адекватный и конкурентоспособный автомобиль для своей ценовой категории и своего положения на рынке, и практически нет конкурентов. С Вестой сложнее. У нее была очень сильная зависимость от комплектующих, и сложно было найти других технологических партнеров, предлагающих эти комплектующие по разумной цене. Но в общем-то ее тоже начали выпускать» — отмечает Сергей Целиков.
Факт, что государство является одним из худших инвесторов, можно повторять снова и снова. Особенно это относится к высокотехнологичным отраслям. Единственное, на что способны чиновники, это решать все проблемы финансовыми средствами, пока они не исчерпаются.
По отношению к французам, немцам и японцам было много претензий — мол, внедряют устаревшие технологии, не допускают к секретным разработкам. Все это верно, но для потребителя результат инвестиций был более чем удовлетворительный — они стали пользоваться комфортабельными и современными автомобилями.
В настоящее время более 70% всего автомобильного импорта представлено китайскими марками. Возникает логичный вопрос: почему китайцы не могут заменить европейцев на российском рынке? — Китай идет довольно осторожно, поскольку они могут столкнуться с дополнительными санкциями.
Автоваз, Газ, Камаз находятся под санкциями, и поэтому китайские компании предпочитают сотрудничать с ними через создание других брендов. Китайцы проявляют осторожность из-за возможного бумеранга от Запада и Америки, и поэтому некоторые из них не торопятся инвестировать в Россию.
Однако есть примеры успешного сотрудничества, такие как завод HAVAL в Тульской области и несколько китайских брендов в Калининграде. Хотя на этих заводах производится сборка под «китайскими тыльными шильдиками», автоваз, Камаз и УАЗ остаются настоящими производствами в России.
Несмотря на ведущее положение России по китайскому экспорту, основной интерес китайцев всё же лежит в Европе. Европейские страны, такие как Германия и Франция, активно борются с вторжением китайских автомобилей на свой рынок из-за угрозы для собственного автопрома.
Китайские компании, осознавая это, предпочитают сотрудничать с европейскими брендами, такими как Вольво, чтобы успешно завоевывать европейский рынок. Однако такая стратегия не лишена угроз, так как в случае введения новых санкций со стороны США и ЕС против компаний, сотрудничающих с российским ОПК, китайские концерны могут столкнуться с серьезными проблемами.
Инвестиции напрямую в российские автопроизводители, такие как «Москвич» или УАЗ, которые имеют военное значение, могут оказаться под угрозой. Однако при наличии инвесторов и партнеров, готовых к глубокой интеграции и локализации, такая возможность не исключена. Медленно, но верно, возможно будет достигнут успех, поскольку развитие автомобильной отрасли требует времени и постоянных усилий.