Перед предстоящим вторым чтением законопроекта об обороте данных, запланированным на 11 июня, бизнес сообщил о возможной попытке отстоять свои интересы. Согласно информации, полученной из материалов журнала Forbes, Ассоциация больших данных выступила с просьбой отложить рассмотрение законопроекта и отказаться от создания централизованной государственной информационной системы, в которую российские компании должны будут передавать персональные данные.
По мнению экспертов, введение такой системы и предложенный порядок работы с ней могут привести к чрезмерной централизации данных, угрозам кибербезопасности и противоречат указам президента, программе «Цифровая экономика» и Национальной стратегии по развитию искусственного интеллекта до 2030 года. Ассоциация больших данных (АБД), объединяющая такие крупные компании, как 'Яндекс', VK, Сбербанк, Газпромбанк, Т-Банк, 'Мегафон', 'Ростелеком', МТС, ВТБ, Россельхозбанк и другие, направила письма в адрес вице-премьера Дмитрия Григоренко, заместителя главы администрации президента Максима Орешкина, председателя комитета Госудумы по информационной политике Александра Хинштейна и начальника управления по развитию ИКТ и связи Татьяны Матвеевой.
Представители правительства опровергли получение такого письма на уровне правительства, однако комитет Госдумы по информационной политике подтвердил его поступление. Forbes запросил дополнительную информацию в Администрацию президента.
В тексте письма, подписанного президентом АБД Анной Серебряниковой, высказывается мнение о том, что концепция законопроекта 'концептуально противоречит указам' президента.
Вместо того чтобы создавать законодательные условия для передачи данных, находящихся в распоряжении государственных органов, разработчики искусственного интеллекта предлагают иной подход. Они высказывают противоположную концепцию передачи коммерческих данных государству.
По мнению экспертов, предложенный проект закона не соответствует федеральному проекту «Нормативное регулирование цифровой среды» Национальной программы «Цифровая экономика», который ставит целью создание благоприятных юридических условий для сбора, хранения и обработки данных с применением новых технологий.
Кроме того, он не соответствует национальной стратегии по развитию искусственного интеллекта до 2030 года, особенно в части передачи определенных категорий государственных данных разработчикам ИИ.
Согласно Анны Серебряниковой, такой законопроект не только не поощряет развитие технологий ИИ, но и мешает использованию технологий повышения приватности и безопасности персональных данных, включая анонимизацию ПД.
Поправки к закону «О персональных данных», предусматривающие создание единой государственной информационной системы, в рамках которой российские компании обязаны предоставлять ПД по запросу компетентного органа, вызывают серьезные опасения.
При этом вопросы состава ПД, требований, методов анонимизации и порядка доступа к данным будут регулироваться правительством. Это означает, что ключевые нормы, которые следовало бы закрепить на уровне закона, будут определены лишь в подзаконных актах.
В свете этих обстоятельств необходимо внимательно пересмотреть законодательные инициативы, чтобы обеспечить баланс интересов государства, бизнеса и общества в цифровой сфере и обеспечить развитие инновационных решений на основе искусственного интеллекта в стране.
Согласно законопроекту, согласие на передачу данных от пользователя в систему не предусмотрено. Доступ к наборам данных планируется предоставлять только государственным и муниципальным органам, их подведомственным структурам, а также лицам, перечень которых будет утверждать специально созданная правкомиссия.
Ассоциация банков России обратилась с просьбой привлечь Банк России к работе над альтернативной редакцией законопроекта. Она отметила, что Банк России является регулятором финансового рынка, у которого подконтрольные организации также являются операторами персональных данных.
Банк России высказал мнение о целесообразности дополнительного обсуждения инициативы вместе с представителями рынка. Центральный банк также подчеркнул, что ключевые вопросы функционирования «государственного хранилища данных» будут урегулированы подзаконными актами.
Аналитики утверждают, что российский рынок больших данных к 2024 году может удвоиться по сравнению с 2021 годом и составить 319 млрд рублей. Эффект от внедрения продуктов на основе больших данных к этому времени может достигнуть 1 трлн рублей.
Бизнес в России неоднократно высказывал свое недовольство новым регулированием, критикуя законопроект за возможное изъятие персональных данных, собранных частными компаниями.
Для некоторых участников рынка данные и результаты работы с ними становятся центральным элементом их бизнеса. Они обозначили, что для этого потребуются крупные государственные инвестиции, а государственная информационная система (ГИС) может стать уязвимой в случае внешних атак.
В марте был вынесен законопроект, предлагающий отечественным разработчикам решений на базе искусственного интеллекта бесплатный доступ к данным из государственных информационных систем. Сбором государственных данных и созданием дата-сетов занималась бы ГИС Минцифры.
По предложенной схеме государство могло бы бесплатно запросить у компаний обезличенные данные исключительно для обеспечения безопасности, защиты от болезней и чрезвычайных ситуаций. В остальных случаях государство должно было бы оплачивать компаниям за созданные обезличенные дата-сеты, которые не могли бы передаваться третьим лицам.
Александр Хинштейн из Forbes высказал мнение, что предложение о плате государства за передачу больших данных противоречит концепции законопроекта.
В мае компании предложили государству свой вариант взаимодействия с обезличенными данными, предлагая ввести экспериментальный правовой режим для тестирования технологий обезличивания персональных данных граждан. Это должно помочь компаниям из разных отраслей разрабатывать более современные сервисы и услуги, лучше отвечающие потребностям потребителей.
Стоимость создания ГИС в США, оцениваемая с учетом аналогии с ГИС Росреестра, составляет не менее 20 миллиардов рублей.
Кроме этого, исследование планирует передавать коммерческую информацию, и вопрос о том, как можно будет доказать, что данные утекли из ГИС, а не от оператора, остается неясным. Учитывая существующую ответственность за утечки данных, это является очень серьезной проблемой, считают в организации.
Участники рынка и эксперты, опрошенные Forbes, в целом поддерживают позицию, высказанную АБД. «В текущей версии законопроект противоречит основным принципам обработки персональных данных, а также существующему закону об эксперименте в области искусственного интеллекта», — размышляет источник, работающий на рынке цифровых платформ.
По его мнению, это может создать «серьезные ограничения» для будущего развития искусственного интеллекта в России. По мнению собеседника в крупной компании по информационным технологиям, государство с недавними инициативами стремится к накоплению большого объема данных, включая те, что получены от бизнеса.
«Более эффективным кажется подход, при котором оно способствует созданию благоприятных условий для обмена агрегированными данными — спрос на них возрастает пропорционально интересу частных инвесторов в таких проектах», — добавляет он.
Законопроект также вызывает вопросы в плане безопасности, обращает внимание источник из Forbes: хранилище большого количества персональных данных станет мишенью для кибератак.
«При принятии закона крайне важно установить надежную методику анонимизации данных. У крупных компаний, работающих с данными, уже имеется подобная экспертиза, поэтому бизнес обязательно должен быть вовлечен в разработку стандарта анонимизации. В этом случае можно гарантировать защиту личности пользователей», — подчеркивает источник.
Forbes в МТС выразили опасения относительно предложенного видео документа, отметив, что его следует значительно доработать. Например, в документе отсутствуют механизмы взаимодействия между участниками рынка данных и создаваемой геоинформационной системой (ГИС), в которую будут передаваться и обрабатываться данные. Также не указано требование получения согласия пользователей на передачу данных третьей стороне, что противоречит действующему законодательству. Отсутствуют инструменты финансирования создания ГИС и оборота данных. Без четкого понимания этих принципов и механизмов, выполнение закона в случае его принятия станет затруднительным. Принятие документа может замедлить развитие сегментов цифровой экономики, основанных на сборе и обработке данных, и подвергнуть сомнению выполнение целей национального проекта «Экономика данных». Это может привести к отставанию российского рынка от мировых тенденций и оказать влияние на экономическую ситуацию в стране. Компания Forbes высказала обеспокоенность и призвала к серьезной переработке предложенного документа.
Бургер Кинг перенес инфраструктуру хранения данных в облако VK, что позволило оптимизировать работу с информацией. Весьма интересным событием стал переход к использованию облачной платформы VK Cloud, включая продукт российского вендора Arenadata — Arenadata DB. Это решение позволило компании оптимизировать процессы обработки данных и улучшить качество предоставляемых услуг.
Глава Росагролизинга выразил мнение о необходимости улучшения использования беспилотных технологий в сельском хозяйстве. Он отметил, что современные условия требуют изменений в способах поддержки аграриев и внедрения инновационных технологий. Росагролизинг и его роль в обеспечении аграриев сельскохозяйственной техникой всегда занимали важное место в отрасли. Но ситуация меняется, и компания должна следовать новым технологиям, включая беспилотные решения.
Нормативно-правовая база в сфере сотовой связи также подвергается изменениям. Минцифры разработало проект постановления, уточняющий порядок переноса абонентских номеров при смене оператора связи. Этот механизм, предполагающий проверку данных абонента через независимый арбитраж, способствует облегчению процесса смены оператора и повышает уровень защиты данных абонентов.
Крупнейшие российские банки активно работают над улучшением мобильных приложений для удобства клиентов. Сбербанк и Тинькофф планируют предоставить возможность объединить информацию о счетах клиентов в одном приложении. Это позволит клиентам управлять своими финансами более удобно и эффективно, что соответствует современным тенденциям развития банковского сектора.
Доработка законодательства и внедрение инновационных технологий становятся все более актуальными требованиями для успешного развития экономики и улучшения качества предоставляемых услуг. Компании и организации, следующие за мировыми трендами и готовые к переменам, смогут эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и обеспечить стабильный экономический рост. Ключевыми факторами успеха становятся понимание новых технологий, адаптация к ним и бесперебойное сотрудничество с участниками рынка.