Центробанк опубликовал отчет о текущем состоянии экономики, включая анализ автомобильной промышленности. Регулятор отмечает, что российский автомобильный сектор и рынок автомобилей активно приспосабливаются к изменяющимся условиям и общий тренд в этой отрасли идет к улучшению.
Однако, важным фактором, влияющим на рост цен на автомобили, является зависимость российских автопроизводителей от импортных комплектующих. Эксперты считают это основной проблемой в автомобильной отрасли.
По данным материала
В прошлом году основной вклад в возрождение производства автомобилей внес выпуск отечественных брендов, сообщает Центральный банк Российской Федерации.
Отечественные производители активно работали над восстановлением модельного ряда и комплектации своих автомобилей. Один из крупных автоконцернов из Волго-Вятского региона смог не только возобновить производство популярной модели, но и вернуть в свои автомобили антиблокировочную систему (ABS) и другие важные компоненты, перевести их на экологический стандарт «Евро-5».
Благодаря этим усилиям отмечают в ЦБ РФ заслуги АвтоВАЗа. Однако в Банке России признают, что все еще существуют некоторые проблемы с комплектующими, особенно с логистикой поставок и сертификацией.
Дальнейший рост производства будет зависеть от развития отечественных брендов и увеличения контрактной сборки зарубежных брендов на отечественных заводах.
Но Центробанк предупреждает об опасности введения вторичных санкций против партнеров из дружественных стран. Примером таких рисков является ситуация с запланированным запуском новой модели X-Cross 5 под Санкт-Петербургом прошлым летом.
Вице-президент национального союза, Антон Шапарин, утверждает, что производство не началось из-за опасений китайской стороны быть подверженной санкциям.
Эти слова подтверждает и независимый консультант по автомобильной промышленности, Сергей Бургазлиев, отмечая адекватность доклада ЦБ РФ в представлении ситуации на рынке.
Однако, по мнению эксперта, в документе недостаточно отражена основная проблема, с которой сталкивается автомобильная отрасль в настоящее время. Новые отечественные автомобильные бренды, тесно сотрудничающие с партнерами из других стран, сталкиваются с высокой зависимостью от поставок комплектующих и машинокомплектов из-за границы.
Эта проблема касается как отечественных, так и традиционных российских автомобильных брендов, особенно в отношении электронных компонентов. Из-за такой зависимости производители вынуждены отказываться от определенных опций и функций на своих моделях.
Доклад Центробанка по автомобильному рынку отмечает, что к началу 2024 года объемы продаж новых автомобилей в России вернулись к уровню конца 2021 года. Этому способствовали восстановление потребительской активности и эффект низкой базы. Однако стоимость автомобилей остается высокой, в том числе из-за увеличения утилизационного сбора.
По данным ЦБ РФ, в январе 2024 года среднегодовой рост цен на новые легковые автомобили составил 12%, при этом отечественные модели подорожали на 18%. Главной причиной такого роста цен является высокий спрос при увеличении издержек из-за зависимости российских автопроизводителей от импортных комплектующих.
Одной из ключевых проблем в отрасли остается дефицит квалифицированного персонала, отмечают в Центробанке.
Цены на иностранные автомобили выросли на 4,4%, об этом сообщили в Центробанке. Это увеличение стоимости обусловлено несколькими факторами, включая укрепление рубля в конце 2023 года и значительные запасы автомобилей, преимущественно китайских марок.
Согласно анализу рынка, новые правила расчета утилизационного сбора за автомобили, ввезенные через страны ЕАЭС, также оказали влияние на рынок. С 1 апреля вводится доначисление утилизационного сбора за автомобили, ввезенные через данные страны, если при таможенном оформлении обнаружатся недоплаченные налоги и сборы. В результате этого сейчас наблюдается временный рост спроса на импортные автомобили, преимущественно европейских и американских брендов, ввозимых через страны ЕАЭС по параллельному импорту.
Однако эксперты предсказывают, что в дальнейшем цены на такие машины могут увеличиться, а доля автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, сократится в общих объемах продаж. Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев подтвердил, что введение новых правил таможенного оформления автомобилей, поставляемых через страны ЕАЭС, увеличит их стоимость.
По прогнозам эксперта, цены на такие автомобили могут подняться на 20-25%, что может отразиться на рынке и в выборе покупателей.