Усиление контроля за медицинским образованием в России

Янв 17, 2025 / 04:14

Комитет Госдумы по охране здоровья рекомендовал принять законопроект, направленный на усиление контроля за рынком дополнительного профессионального медицинского образования.

Из 127 вузов, предлагающих высшее медицинское образование, менее половины находятся под контролем Минздрава, что способствует появлению недобросовестных участников на этом рынке.

Усиление контроля за медицинским образованием в России

Поправки к закону об образовании были внесены депутатами, включая Владислава Даванкова, Бадму Башанкаева и Сергея Кабышева.

Основная идея законопроекта заключается в том, чтобы передать Минздраву полномочия по контролю за медицинским образованием и возложить на ведомство разработку типовых дополнительных профессиональных программ.

В настоящее время Минздрав устанавливает стандарты лишь для подведомственных вузов.

Также законопроект предлагает запретить онлайн-обучение в программах среднего и высшего медицинского образования, особенно для тех программ, которые требуют практической подготовки.

По словам Бадмы Башанкаева, на сегодняшний день 49 из 127 вузов подведомственны Минздраву, остальные находятся под ведением различных министерств и организаций, что делает необходимость в реформе очевидной.

В России около 10 тысяч учреждений занимаются образовательной деятельностью по дополнительным профессиональным программам в медицине. Однако, как отметил господин Башанкаев, многие из этих организаций не располагают необходимой материально-технической базой, квалифицированными преподавателями или клиническими базами для практической подготовки студентов. Все чаще наблюдается, что образовательные услуги в области медицины предоставляются исключительно дистанционно, что открывает двери для недобросовестных участников на рынке.

В ответ на эти проблемы правительство и профильные парламентские комитеты поддержали законопроект, который требует доработки. Эксперты комитета по просвещению высказались против передачи Минздраву полномочий по утверждению типовых программ медицинского образования, подчеркивая важность учета региональных особенностей и потребностей в кадровом обеспечении в каждой конкретной области.

Заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова в своем выступлении перед комитетом по охране здоровья Госдумы акцентировала внимание на том, что Минздрав и другие ведомства уже отработали формулировки законопроекта, которые теперь более приемлемы для всех участников процесса. Главной целью этой инициативы, по словам Семеновой, является борьба с недоброкачественными поставщиками образовательных услуг.

В качестве примера она привела ситуацию с вузом в удаленном регионе, который получил лицензию на программу ординатуры по пластической хирургии, хотя в этом регионе такие операции не проводятся и нет необходимого оборудования. Несмотря на это, вуз не ущемляет законов, так как может предоставить надзорным органам договор с местной больницей, согласившейся стать базой для практики студентов. Семенова добавила, что Рособрнадзор не может контролировать возможности лечебной организации, однако эта задача могла бы быть возложена на Росздравнадзор.

В итоге, члены комитета по охране здоровья решили поддержать законопроект, и представитель Минздрава выразил надежду, что документ будет доработан и принят в ходе весенней сессии. Акцент на борьбе с недобросовестными участниками на рынке образовательных услуг стал основным мотивом для разработки данного законопроекта.

По материалам: www.kommersant.ru