Современны йздоровый образ жизни представляет собой индивидуальную систему, сформированную на основе различных экспериментов и адаптаций. Для одних он включает утренние зарядки и тренировки по видеоурокам, для других – отказ от сахара, а некоторые просто не успевают позавтракать.
Исследование студентов олимпиады «Я — профессионал» выявило, что 13% учащихся занимаются спортом почти ежедневно, 29% – 2-3 раза в неделю, а более трети делают это нерегулярно. 13% вовсе не занимаются физической активностью.

Наиболее популярные виды тренировок среди студентов – это силовые упражнения (41%) и йога (28%), также распространены групповые занятия и кардио (27%). Бег, плавание и домашние тренировки также имеют множество сторонников. Среди менее популярных видов активности выделяются историческое фехтование, стрейчинг, туризм и пилатес.
К сожалению, многие студенты рассматривают физкультуру в университете как единственную форму двигательной активности.
Что касается мотивации, 72% опрошенных считают главным побудительным мотивом укрепление здоровья, 55% акцентируют внимание на внешнем результате и фигуре, а 41% отмечают, что спорт положительно влияет на настроение. И лишь 1,6% считают модные тенденции здорового образа жизни мотивирующими.
Это свидетельствует о том, что концепция здорового образа жизни становится неотъемлемой частью жизни молодежи и воспринимается как необходимость, а не как временный тренд.
По данным исследований, лишь 10% студентов постоянно придерживаются принципов правильного питания, в то время как 49% делают это время от времени. 36% опрошенных не ограничивают себя в еде, выбирая любые продукты в любое время.
Основные ограничения, с которыми сталкиваются студенты, включают отказ от фастфуда (49%), контроль калорийности (41%) и ограничение сладостей (32%). Некоторые студенты следуют специфическим диетам, таким как «кето», «пост» или «флекситарианство», а также лечебным диетам по рекомендации врачей.
Главные препятствия к соблюдению правильного питания связаны с нехваткой времени и финансовыми ограничениями, а также недостатком удобных условий, таких как кухни в общежитиях. В результате многие студенты чаще выбирают быстрые, но некачественные источники питания из-за доступности.
Несмотря на это, большинство из них проявляют интерес к сбалансированному рациону, изучая этикетки и контролируя содержание белков, жиров и углеводов. Они стремятся снизить потребление вредных продуктов, рассматривая питание как важный аспект общего благополучия.
Психологическое состояние студентов также имеет большое значение. В моменты стресса и тревожности более 54% из них стараются справляться самостоятельно, 31% ищут поддержки у близких, и лишь 8% обращаются к психологам.
Среди популярных методов улучшения психоэмоционального состояния упоминаются занятия спортом, прогулки, хобби, прослушивание музыки и прием витаминов.
Некоторые участники опроса отметили, что уже получают помощь от психиатра или психотерапевта, хотя такие случаи единичны. Это может указывать на несколько тенденций.
Прежде всего, наблюдается нормализация чувства дискомфорта, когда ощущение, что «все так живут», помогает справляться со стрессом и осознавать общность переживаний. Во-вторых, низкая доступность и популяризация психотерапевтических услуг отражает малый процент студентов, обращающихся к специалистам в сложных жизненных ситуациях.
В-третьих, сегодняшние студенты характеризуются высокой самостоятельностью и стремлением находить решения «на ходу», что подчеркивает их независимость и самодостаточность. Опрос показывает, что у многих студентов существуют здоровые привычки по уходу за собой, такие как регулярные тренировки и правильное питание, однако они сталкиваются с перегрузками и неопределенностью.
Тем не менее, стремление к устойчивости и благополучию становится все более очевидным. Молодые люди не просто следуют модным ЗОЖ-тенденциям, а адаптируют их под свои условия. Этот вывод подтверждает, что здоровье — это не конечная цель, а процесс, уникальный для каждого.