На совещании, проведенном первым заместителем председателя Правительства республики Михаилом Васютиным по реализации окружного общественного проекта «Ментальное здоровье», была обсуждена актуальная и сложная тема оказания комплексной реабилитации инвалидов с ментальными нарушениями и поведенческими расстройствами.
В последние несколько лет в этом направлении проводилась активная работа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в сотрудничестве с Минздравом и Минпросвещением России, а позднее к процессу подключились и другие институты.
За период реализации проекта было актуализировано законодательство в сфере социальной защиты инвалидов, внесены существенные изменения в нормативное регулирование по оказанию медицинской помощи людям с РАС, приняты новые понятия и возникли новые профессии.
Целью проекта «Ментальное здоровье» является обеспечение каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра возможностью получить образование и развиваться.
По поручению главы Марий Эл разработана Концепция комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, создана межведомственная рабочая группа и разработан план реализации проекта.
Важной задачей является максимальная поддержка людей с РАС. В Марий Эл осуществляется межведомственное взаимодействие для создания условий воспитания и обучения детей с РАС, а также поддержки семей, в которых есть люди с инвалидностью или ограниченными возможностями.
Подготовка специалистов также является важным аспектом проекта. За 2023 год 160 человек из сферы здравоохранения, социальной защиты, образования и занятости населения прошли обучение по программе «Образовательная площадка для специалистов в области ментального здоровья — Приоритет 2030».
Педиатрическая служба активно работает над выявлением нарушений нервно-психического развития детей. Дети с расстройствами аутистического спектра раннего возраста могут получать коррекционную помощь в службах ранней помощи. Существует семь служб ранней помощи в системе образования. Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями организовано как в группах комбинированной направленности, так и в группах компенсирующей направленности в системе дошкольного образования.