Исследование голландских ученых выявило тревожные результаты: выпускники университетов подвержены более высокому риску преждевременной смерти от слабоумия по сравнению с менее образованными сверстниками.
Обзор 261 исследования показал, что наличие образования связано с более поздней стадией диагностики болезни, поскольку люди с высоким уровнем образования, как правило, обладают «резервами» мозга, позволяющими им дольше противостоять проявлениям деменции.
Данный анализ свидетельствует о том, что дополнительные годы обучения уменьшают ожидаемую продолжительность жизни после диагноза деменция. Например, человек с бакалаврской степенью может жить на год меньше, чем его сверстник, не продолжавший обучение после школы.
Учёные обозначили это явление как «парадигма когнитивного резерва»: лица с более высоким уровнем интеллекта способны дольше оставаться функциональными, не проявляя явных симптомов заболеваний.
Когда когнитивные резервы истощаются, болезнь начинает прогрессировать быстрее, утрачивая возможность своевременного выявления.
Болезнь Альцгеймера, являющаяся главной причиной слабоумия, возникает из-за слипания определенных белков в мозге, таких как амилоид и тау.
Несмотря на настораживающие выводы, рекомендуется поддерживать мозговую активность через различные числовые и словесные головоломки. Это поможет сформировать «когнитивный резерв», который обеспечит сохранение умственных способностей даже в условиях развития слабоумия.
Организация Alzheimer's Research UK призывает всех заботиться о здоровье мозга, активно занимаясь умственной работой на протяжении жизни.
Утверждается, что регулярные тренировки мозга могут снизить риск проблем с памятью и мышлением, а также замедлить развитие слабоумия.