В столице состоялась вторая ежегодная церемония награждения лауреатов премии «Вслух», организованная фармацевтической компанией «Гедеон Рихтер» совместно с медиабрендом VOICE в рамках инициативы «Неделя женского здоровья». На мероприятии собрались эксперты и просветители, работающие над тем, чтобы обсуждать «неудобные» вопросы женского здоровья более открыто.
Все номинанты премии, включая активистов блогосферы и поддерживающие сообщества, объединены общей целью — делиться знаниями о женском здоровье с уважением и профессионализмом.

Несмотря на то, что тема женского здоровья остается табуированной, интерес к ней растет. Согласно «Индексу женского здоровья» от «Гедеон Рихтер», 80% россиян в последний год проявили интерес к вопросам репродуктивного здоровья, однако половина опрошенных не смогла назвать экспертного мнения, которому бы они доверяли. Анна Похитонова, руководитель департамента коммуникаций «Гедеон Рихтер» в России и член жюри премии, отметила, что в этой области не хватает заметных «лиц».
Премия «Вслух» служит вкладом компании в повышение видимости тех, кто профессионально и доступно говорит о женском здоровье. Номинантам предоставляется возможность освещать широкий спектр вопросов, начиная от физического восстановления после родов и заканчивая психологической поддержкой при бесплодии.
Известно, что они нацелены на разные поколения: молодое поколение Z ищет информацию в TikTok, в то время как старшее доверяет книгам и специализированным сообществам. Это разнообразие и охват тем подчеркивает важность открытого диалога о здоровье женщин в обществе.
Согласно исследованию «Индекс женского здоровья» компании «Гедеон Рихтер», интернет стал основным источником информации о репродуктивном здоровье. Около трети опрошенных получают знания, используя поисковые системы, а 20% - через социальные сети. Особенно активно ищет информацию молодежь в возрасте 18–23 лет, которая готова обсуждать «неудобные» темы.
Блогеры, номинированные на премию «Вслух», используют форматы коротких видео и подкастов, чтобы, например, объяснить, почему менструальная боль не является нормой, или как распознать симптомы эндометриоза и хорошо подготовиться к родам. Все материалы проверяются на соответствие принципам доказательной медицины, что позволяет избежать популизма.
Премия «Вслух» отмечает тех, кто не только создает контент, но и использует его в образовательных целях. Победителей в каждой из семи номинаций выбирало экспертное жюри, куда вошли журналисты, специалисты по женскому здоровью и представители аналитических центров. При оценке проектов особое внимание уделялось их научной строгости и эмоциональной чуткости.
Как отметила Мария Колмакова, управляющий директор VOICE, информации о женском здоровье никогда не бывает слишком много. Учредитель премии, фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер», основанная в 1901 году в Венгрии, активно поддерживает открытый диалог на тему женского здоровья. Сегодня она является крупнейшим научно-исследовательским центром в Центральной Европе и одним из ведущих производителей препаратов для женского здоровья.
В «Гедеон Рихтер» уверены, что открытое обсуждение женского здоровья может снизить показатели поздней диагностики, что существенно скажется на общественном благополучии. Этот проект служит мостом между экспертами и обществом, показывая, что замалчивание проблем гораздо опаснее их открытого обсуждения.