Мировой туризм восстанавливается после пандемии, стремясь вернуться к докризисным уровням. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), в 2024 году ожидается более 1,4 миллиарда международных поездок, что соответствует 99% от показателей 2019 года. Однако отрасль сталкивается с новыми проблемами, такими как сезонность, климатические изменения и явление «чрезмерного туризма» (overtourism).
В пик сезона, в июле-августе 2024 года, зафиксировано свыше 300 миллионов международных прибытий, однако осенью наблюдается резкое снижение, с новым ростом в декабре. Эта сезонность создаёт трудности для бизнеса: отели и другие предприятия сервиса часто сталкиваются с высокой волатильностью загрузки, что сказывается на их рентабельности.

Кроме того, в высокий сезон инфраструктура и ресурсы испытывают чрезмерные нагрузки, что приводит к социальным конфликтам и порче природной среды. Влияние климатических изменений на туристические предпочтения также становится всё более значимым. Согласно опросу Европейской комиссии по туризму, 74% респондентов сообщили о том, что изменили свои планы, уклоняясь от экстремально жаркой погоды и выбирая направления с более стабильным климатом.
Прогнозы специалистов свидетельствуют о том, что южные регионы Европы в ближайшие годы могут столкнуться с уменьшением спроса в летнее время, в то время как северные территории будут набирать популярность. Также зимний туризм находится под угрозой: средняя продолжительность горнолыжного сезона в США сократилась, а более половины европейских курортов могут столкнуться с нехваткой снега при увеличении температуры на 2°C, что создаёт дополнительные вызовы для индустрии.
Управление туристическими потоками является ключевым аспектом в индустрии, и одним из лучших способов этого добиться является создание нового турпродукта, который будет менее зависим от сезонных факторов. Вариантами таких продуктов могут быть различные фестивали, деловые события, гастрономические туры, а также культурные и природные достопримечательности.
Примером успешной переориентации является использование горнолыжных курортов в летний период для развития велоспорта и пеших походов.
Событийный туризм также зарекомендовал себя как эффективный инструмент, однако важно, чтобы новые предложения увеличивали поток туристов именно в низкий сезон, а не усугубляли уже и так высокие нагрузки в пиковые сезоны, как это наблюдалось, например, в Испании с игорным туризмом.
Россия в 2024 году ожидает рекордное число внутренних туристов — около 92 миллионов, что способствует более равномерному распределению туристических потоков. Узбекистан также фиксирует рост числа иностранных приезжих: за первые пять месяцев 2024 года страну посетили более 2,8 миллиона туристов, что на 9,6% больше по сравнению с предыдущим годом, и в январе 2025 года рост составил 30,5% относительно января 2024.
Основным потоком туристов являются гости из соседних стран — Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана и России. Тем не менее, Узбекистан, как и другие государства, сталкивается с проблемой сезонности и необходимостью разнообразить виды туризма, чтобы привлекать туристов круглый год.
Мировая туристическая индустрия постепенно адаптируется к меняющимся условиям, ищет решения проблем сезонности и климатических изменений, предлагая новые направления и формы отдыха. В частности, создатель бренда «Вкусный Узбекистан», Сергей Данилов, поделился своим опытом в области гастрономического туризма, утверждая, что это может стать значимой частью успешного туристического предложения в стране.