Рост российского бизнес-туризма в 2023 году по данным аналитиков

Июн 26, 2025 / 14:13

Российский бизнес-туризм демонстрирует рост благодаря внутреннему спросу и партнерству с государствами БРИКС. Мегаполисы усиливают свои позиции, а регионы активно исследуют новые направления.

Уход иностранных компаний и необходимость создания новых экономических связей способствуют росту деловой активности, отмечают аналитики BusinesStat. В 2023 году количество деловых поездок в стране увеличилось на 21% по сравнению с предыдущим годом, составив 21 миллион, против 17,3 миллиона в 2022 году, когда отрасль столкнулась с геополитической напряженностью.

Рост российского бизнес-туризма в 2023 году по данным аналитиков

Согласно данным Союза агентств делового туризма (САД), объем рынка бизнес-тревел в России в 2024 году увеличился на 27%, превысив 1 триллион рублей, что подтверждает рост деловой активности. Исполнительный директор САД Павел Васин отмечает, что образовались новые логистические цепочки и партнерства, что способствовало спросу на командировки.

В прошлом году общее количество командировок возросло на 15%, включая зарубежные поездки, которые увеличились на 49%. География зарубежных поездок сместилась от традиционных европейских направлений к странам Азиатско-Тихоокеанского региона и БРИКС, где спрос на авиабилеты вырос на 74,7%.

Это закономерное следствие изменений в мировой экономике и перехода фокуса российских бизнесменов в новые экономические регионы.

По словам Павла Васина, основной поток бизнес-туристов сегодня проходит через Турцию, Азербайджан, Армению, Казахстан и ОАЭ, что затрудняет отслеживание конечных направлений.

Правительство РФ ставит перед собой стратегическую задачу — к 2030 году увеличить въездной турпоток до 16 миллионов, включая деловых туристов. Для этого планируется упрощение визового режима: введение единой электронной визы для граждан 64 стран и развитие безвизового обмена с Китаем и Ираном, а также запуск программы по продвижению туристического потенциала России под названием «Discover Russia».

В 2024 году Россию посетило 1,2 миллиона иностранных туристов, из которых 30-40% составили деловые путешественники, в основном из стран БРИКС, отмечает Минэкономразвития РФ. При этом большая часть деловых поездок происходит внутри страны, как подчеркивал министр экономического развития Максим Решетников на форуме «Meet Global MICE Congress 2024».

По оценкам САД, в 2024 году Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и Сочи займут первые позиции по деловому туризму в России, предлагая площадки для совмещения бизнеса с отдыхом. Санкт-Петербург уже 12 лет лидирует в рейтинге событийного потенциала регионов согласно данным Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C.

Согласно недавнему исследованию, Москва не участвует в ряде выставочных мероприятий, так как многие крупные выставки и конференции переезжают в Санкт-Петербург. Президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков подчеркивает, что Санкт-Петербург усиливает свои позиции благодаря ПМЭФ, в рамках которого в 2024 году планируется заключить инвестсоглашений на сумму 2 трлн рублей.

С 2025 по 2026 годы планируется провести около десяти крупных проектов, что требует привлечения до 15 тыс. специалистов из 100 различных отраслей.

Вместе с тем наблюдается рост деловой активности в российских регионах, таких как Камчатка, Байкал и Приморье, которые становятся привлекательной альтернативой зарубежным корпоративным турам. Эксперт РСТ Ольга Петрова отмечает, что сложности с международными поездками способствовали развитию внутренних туристических направлений.

Генеральный директор Azimut Hotels Максим Бродовский сообщает о значительном росте бронирований в таких городах, как Владивосток, Новосибирск и Екатеринбург. Крупные события, такие как саммит БРИКС в Казани и промышленно-энергетический форум в Тюмени, способствуют увеличению загрузки отелей.

В регионах наблюдается формирование уникальных форматов делового туризма, которые не копируют столичные мероприятия. Например, в Новосибирске проводятся научные события, в Иннополисе — IT-форумы, Тюмень принимает нефтегазовые конференции, а Краснодарский край развивается в области агротуризма.

Bleisure-туризм, комбинирующий деловые поездки с отдыхом, становится все более популярным. Этот формат поездки позволяет путешественникам продлить своё пребывание и дополнить деловую программу отдыхом, что подчеркивает Максим Бродовский.

Крупные отельные сети адаптируют свои услуги под этот растущий тренд, отмечает Сергей Воронков. В то же время, содержание мероприятий меняется: акцент смещается на интеллектуальные активности и wellness-практики, отмечает Ирина Михалькова, сооснователь проекта MICE Excellence.

Требования к площадкам для деловых событий также изменяются. Организаторы обращают внимание не только на удобство и техническое оснащение, но и на адаптивность пространства, его концептуальную насыщенность. Ирина Михалькова подчеркивает, что всё более востребованными становятся многофункциональные пространства, где деловая активность органично сочетается с зонами для отдыха. Площадки с культурно-историческим контекстом, такие как музеи и исторические усадьбы, приобретают особую ценность.

Среди ключевых трендов, влияющих на рынок делового туризма в 2024-2025 годах, Ольга Гулибина, директор отдела корпоративных мероприятий Continent Express, выделяет новые идеи, человекоцентричность, инновационные решения и использование современных технологий, включая искусственный интеллект, а также важность цифровой безопасности.

На форуме «Meet Global MICE Congress: BRICS Edition» замминистра экономического развития России Дмитрий Вахруков подчеркнул перспективу роста рынка делового туризма.

По мнению Ольги Петровой, новая эпоха перемен открывает благоприятные перспективы для развития сегмента делового туризма в России, особенно в контексте взаимодействия со странами БРИКС.

Однако ключевыми препятствиями остаются логистические трудности, вызванные нехваткой прямых рейсов и высокими затратами на поездки.

На международной арене России необходимо конкурировать с известными MICE-центрами, такими как ОАЭ, Турция и Китай.

Для этого требуется развивать крупные кластеры с возможностями для конференций и отелями, способными разместить большие группы. Важным аспектом является улучшение инфраструктуры делового туризма.

Например, в Москве строится новый конгрессно-выставочный центр «ВДНХ Экспо», а Владивосток активно развивает свою роль как центр азиатского делового сотрудничества, используя ресурсы Дальневосточного федерального университета.

В этом контексте создается комплексная экосистема, включая конгресс-центр «Федерация» и международный аэропорт, для проведения Восточного экономического форума (ВЭФ).

Также Казань работает над созданием IT-кластера в Иннополисе для проведения технологических форумов, а Сочи модернизирует курортную инфраструктуру для совмещения бизнес-мероприятий с отдыхом.

Для устойчивого развития отрасли нужен комплексный подход, включающий подготовку кадров и увеличение числа прямых авиарейсов, подчеркивает Петрова.

Регионам выдана призывная необходимость комплексной поддержки в развитии инфраструктуры и пропаганде делового туризма.

По материалам: www.rbc.ru