Растущий интерес к алюминиевым хаусботам в России

Мар 6, 2025 / 09:55

В России наблюдается растущий интерес к алюминиевым хаусботам — специализированным суднам для длительного проживания, обладающим прямоугольной формой, что увеличивает жилое пространство и комфорт.

Максим Бурганов, увлечённый путешествиями по рекам и отдыхом на воде, решил построить первый хаусбот для своей семьи. Проект быстро привлёк внимание потенциальных клиентов, и сейчас Максим уже собирает 12-й хаусбот.

Растущий интерес к алюминиевым хаусботам в России

Он создал ангар на реке Оке, где строит судна на четырёх стапелях, и планирует увеличить производственные мощности втрое, чтобы удовлетворить нарастающий спрос.

Как отметил Бурганов, в России нет чёткой классификации хаусботов, и, исходя из этого, он выбрал именно эту форму судна. По его мнению, яхта с аналогичным уровнем комфорта была бы значительно более громоздким сооружением.

Идея создания проекта возникла в июле 2022 года, а через три месяца началась сборка первого корпуса. В процессе работы возникли многочисленные сложности, начиная с выбора места для сборки и завершения спуска судна на воду.

Сперва Максим арендовал ангар далеко от воды, планировав собирать крупные узлы и затем перевозить их для финальной сборки. Однако вскоре стало понятно, что это слишком сложно и затратное. Позднее он нашёл поддержку в одном из яхт-клубов Нижнего Новгорода, где смог организовать окончательную сборку.

Благодаря помощи друга, который занимается поставками оборудования для судов, Максим быстро нашёл необходимые комплектующие.

Алюминий стал популярным конструкционным материалом благодаря сочетанию легкости и прочности, а также экологичности в производстве. Он легок в обработке и не требует антикоррозийного ухода. Эта логика подтолкнула российских производителей к активному использованию алюминия в гражданском судостроении.

Большинство новых проектов включают маломерные суда для частных компаний, но также строятся крупные корабли с алюминиевыми корпусами. По словам Евгения Васильева, директора по развитию рынков компании «Русал», использование алюминия позволяет снизить вес судна и оптимизировать эксплуатационные расходы, особенно в условиях высоких цен на нефть.

Алюминиевые корпуса особенно актуальны для судов на электрической тяге, так как они повышают дальность хода на одном заряде. Бурганов, предприниматель, заметил растущий интерес к хаусботам. Участие в выставке Moscow Boat Show в марте 2023 года, где была представлена концепция хаусбота, вызвало множество запросов.

В результате была создана компания «Калао боатс» и построен ангар площадью 500 квадратных метров, который может вместить до 10 судов в год. Работы над 12-м судном уже завершены, и среди них есть как тестовые модели, так и заказы клиентов из Москвы, Подмосковья, Казани, Самары и Нижнего Новгорода.

В данный момент наблюдается повышенный интерес к спросу на хаусботы из Турции, Дубая и соседних стран.

Под предпринимателем звучит уверенность о необходимости расширения, с планами увеличить площадь верфи как минимум в три раза. На сегодняшний день в проект уже вложено около 60 млн рублей.

Судостроение – это сложный и затратный бизнес, и сейчас инвестиции еще не полностью оправдывают себя, однако компания уже вышла на уровень операционной прибыльности.

Востребованность хаусботов растет, так как россияне все больше заинтересованы в таком виде отдыха. На российском рынке имеется около 7 млн маломерных судов, но хаусботов всего лишь несколько сотен, тогда как в США их количество достигает примерно миллиона.

Максим Бурганов отметил, что «Калао боатс» является единственным производителем хаусботов с алюминиевыми цельносварными корпусами, которые способны справляться с неблагоприятными погодными условиями.

Основное внимание компании сосредоточено на концепции путешествия, и, соответственно, она строит суда максимальными габаритами 13 на 6 метров — большие модели утрачивают управляемость.

Многие хаусботы на российском рынке могут эксплуатироваться только в хорошую погоду, а процесс швартовки зачастую требует серьезной подготовки и навыков.

К тому же, некоторые модели требуют заправки раз в несколько лет, не из-за большого объема баков, а потому, что они сложны в управлении.

Сергей Фроленков из дирекции по развитию рынков «Русала» также подтвердил, что интерес к алюминиевым корпусам в разных сегментах судостроения значительно возрос за последние годы.

Судостроители учитывают важные факторы, такие как ремонтопригодность и коррозионная стойкость. Потребители, рассматривая долгосрочную стоимость владения судном, начинают принимать во внимание эти характеристики.

«Русал» внедрил новый алюминиево-скандиевый сплав 1581, который обладает повышенной прочностью и позволяет уменьшать толщину стенок корпуса. Это приводит к снижению веса корпуса на 14% и общего веса судна на 5-10%. Некоторые производители уже переходят на этот сплав.

По мнению эксперта, российское маломерное судостроение ожидает рост, особенно на фоне увеличения внутреннего туризма, что создает отличные условия для развития связанных секторов.

Вместо импортных компонентов, таких как моторы Marine Rocket, используются качественные российские комплектующие, что также способствует улучшению ситуации в отрасли.

По материалам: www.gazeta.ru