Среди популярных туристических направлений в России черноморское побережье продолжает оставаться на первом месте, особенно Крым.
Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин сообщил, что курорты полуострова увеличили свои показатели на 30% по сравнению с прошлым годом.

Рост спроса на отдых в Крыму, по мнению экспертов, связан с разливом мазута в районе Анапы, что вызывает опасения у туристов относительно безопасности отдыха на этом побережье.
Крым, как отмечает Ромашкин, является «идеальной альтернативой», так как предлагает песчаные пляжи и более низкие цены, чем в Краснодарском крае.
Бронирования отелей в Анапе сократились на 50%, что значительно сказывается на общем показателе региона, ведь в 2024 году к этому курорту было привлечено 4,6 миллиона туристов.
На Геленджик также оказало влияние данное событие: спрос на него снизился на 5%.
При этом Сочи и Адлер сохраняют прежние показатели.
Средняя цена на отдых в Крыму увеличилась на 6–8%, однако он все равно остается более доступным, чем аналогичный отдых в Геленджике и, тем более, в Сочи.
Кроме того, стоит отметить, что пляжи Сочи с крупной галькой не подходят для семей с детьми, которые предпочитают Анапу.
В поисках альтернатив россияне начали обращать внимание не только на Черное море, но и на Каспий.
Спрос на пляжный отдых в Дагестане удвоился, и эксперты связывают это с ситуацией в Чёрном море, подчеркивая, что каспийские песчаные пляжи по своему качеству являются достойной заменой анапским.
Санатории и пансионаты Кавказских Минеральных Вод пользуются активным спросом, количество бронирований в этом году увеличилось на 10%.
По словам экспертов, это связано с тем, что туристы спешат забронировать места, опасаясь быстро закончить доступные лимиты. Александр Ромашкин, эксперт в области туризма, подчеркивает, что Кавминводы представляют собой дефицитное направление.
Строительство санаториев требует наличия медицинского блока, что включает наличие квалифицированных специалистов и необходимого оборудования, зачастую импортного. Это затрудняет процесс открытия новых объектов.
Несмотря на хороший спрос на определенные направления, в целом по стране наблюдается умеренный рост интереса к отдыху. В прошлом году рост составил порядка 10-11%, однако в этом году ожидается снижение.
Многие регионы достигли своих туристических лимитов, и если ранее прирост на 18-20% считался нормой, сейчас такие показатели стали недостижимыми.
Отдельно стоит отметить так называемый «эффект Анапы», когда часть отдыхающих, традиционно посещавших этот курорт, может не выйти на отдых в этом году.
Немаловажным фактором также стало подорожание авиабилетов на 11% в прошлом году, что влияет на динамику внутреннего туризма. Пропускная способность железнодорожного транспорта также используется на пределе.
В таких условиях можно ожидать, что спрос на отдых скорее будет стабильным, чем бурным.
Покупка билета на поезд в высокий сезон может стать серьезной проблемой, особенно для семей с детьми.
В 2024 году, по оценкам АТОР, число российских граждан, выбирающих для поездки на отдых личный автомобиль, впервые превысило количество пассажиров, которые предпочли поезд или самолет.
Однако эксперты отмечают, что автопутешествия имеют свои ограничения, в частности, радиус поездок составляет примерно 1500–2000 км. Например, жители европейской части России редко отправляются на машине в такие регионы, как Приморье или Алтай. В то же время, те, кто проживает в Сибири или Дальнем Востоке, вряд ли отправятся на автомобилях к Черному морю.
Укрепление рубля на фоне возможного улучшения отношений между Россией и США также способствовало увеличению интереса к зарубежным курортам.
Наиболее популярными направлением для отдыха стали «Турция», «Объединенные Арабские Эмираты», «Египет» и «Таиланд», причем «Турция» уверенно лидирует в предпочтениях российских туристов.
По словам Виктории Худаевой, руководителя пресс-службы туроператора Anex, в 2024 году «Турция» приняла около 6,2 миллиона россиян, и ожидается, что в 2025 году это число увеличится до 7–7,2 миллиона.
За последний год возросла глубина бронирований, и средняя стоимость туров осталась примерно на уровне прошлого года с колебаниями в пределах 5%. Это дает возможность туристам забронировать тур с выгодными условиями, особенно если это делается заранее.
Эксперты отмечают, что у Турции есть все предпосылки для достижения высоких туристических показателей в 2023 году.
В прошлом году, когда турецкие гостиницы значительно увеличили цены на 50% и более в надежде, что россияне не смогут выезжать за границу, они неверно оценили ситуацию и потеряли до миллиона туристов из России.
После этого урока турецкие туристические компании изменили подход к ценовой политике.
Алексан Мкртчян, вице-президент ассоциации «Альянс туристических агентств» и глава туркомпании «Розовый слон», утверждает, что отели категории «5 звезд» в 2023 году повысили цены лишь на 6-10%, а некоторые отели категории «3-4 звезды» не увеличивали стоимость вообще.
Это привело к тому, что активные бронирования турецких курортов продолжались в течение всего января, а в феврале объем спроса вырос на 20-22% по сравнению с прошлым годом.
Многие россияне по-прежнему вспоминают о том, как отдыхали с семьей в пятизвездочных отелях с системой «всё включено» по ценам в 70-100 тыс. рублей.
Однако такие цены остались в прошлом.
Артур Мурадян, вице-президент АТОР и глава туроператора Space Travel, замечает, что высокая инфляция в Турции, достигающая 50%, неизбежно влияет на стоимость отдыха, включая цены на еду и транспорт.
Несмотря на подорожание, эксперты считают, что цены на туры в данный момент не являются критически высокими.
Турция сохраняет свою традиционную рыночную нишу, и интерес к ней среди россиян остается высоким.
Мурадян отметил, что ожидается прибытие 4,5 миллиона россиян в Анталью в этом году, что подтверждает стабильный спрос на качественные отели с хорошим обслуживанием.
Стоимость летних туров колеблется от 162 тыс. до 349 тыс. руб., с разными условиями перелета. Курорты Белека, Кемера и Аланьи находятся на верхних позициях предпочтений туристов, при этом большинство выбирает пятизвездочные отели с системой «все включено».
Средняя длительность отдыха составляет 8–9 ночей.
На рынке также наблюдается рост интереса к альтернативным направлениям. Семьи с детьми, не готовые отправляться в Турцию, обращают внимание на Египет, который демонстрирует высокие показатели в летний сезон и сохраняет конкурентоспособность.
ОАЭ также остаются на плаву, поскольку авиаперевозчики не скорректировали свои маршруты. Эти направления становятся заметными конкурентами Турции на туристическом рынке.
По данным Fun&Sun, объемы бронирования отдыха в Таиланде выросли на 30% по сравнению с предыдущим годом, в ОАЭ – на 25,7%, а в Египте – на 13,3%.
При этом россияне планируют поездки заранее: в Таиланд в среднем за 130 дней, в ОАЭ за 137, а в Египет – за 111 дней до вылета.
В Египте российские туристы предпочитают останавливаться в премиум-отелях, тогда как в Таиланде наблюдается рост популярности гостиниц категории «4 звезды».
По информации представителя Anex, Виктории Худаевой, в Таиланде туристы чаще выбирают пакет «только завтрак», тогда как в Турции и Египте главными остаются опции «все включено».
Кроме того, в ОАЭ отмечается снижение популярности формата «все включено», отдавая предпочтение полупансиону или завтракам.
Летний сезон также ожидается востребованным для туристов, выбирающих Вьетнам, куда с марта «Аэрофлот» открывает прямые рейсы в Нячанг, а также для поездок на Хайнань, в Малайзию, на Бали и Мальдивы, где отдых, несмотря на низкий сезон, остается качественным.
Однако Артур Мурадян подчеркивает, что ни одно из альтернативных направлений не достигнет показателей Турции по популярности в летнем сезоне.