Фестиваль театров малых городов России в Москве 2025

Янв 22, 2025 / 16:35

20–22 января 2025 года в Москве состоится показ спектаклей-победителей XXI Фестиваля театров малых городов России.

Жюри, возглавляемое режиссером Адольфом Шапиро, выбрало двух победителей среди 16 театров-участников: Гран-при в категории «большая форма» получил Альметьевский татарский драматический театр за спектакль «Не был женат» Айдара Заббарова, а в категории «малая форма» - Няганский ТЮЗ с постановкой «Калечина-Малечина» Сойжин Жамбаловой.

Фестиваль театров малых городов России в Москве 2025

Лауреаты представят свои работы на сцене Театра Наций.

В последние годы наблюдается децентрализация театрального процесса: интересные и смелые проекты выходят за пределы столичных регионов, таких как Новосибирск, Красноярск и Казань.

Театры малых городов стали важным феноменом российской культурной жизни, часто становясь центрами культурной активности в населённых пунктах с 50-100 тысячами жителей.

Они не только конкурируют с московскими театрами по художественному уровню, но и активно экспериментируют, ставят современные пьесы и сотрудничают с молодыми режиссерами, которые впоследствии становятся известными.

Фестиваль театров малых городов, проводимый Театром Наций и поддерживаемый Министерством культуры и фондом «Театральные инициативы», играет ключевую роль в развитии театров в регионах, что способствует процветанию театрального туризма.

На протяжении своего существования фестиваль превратился не только в площадку для демонстрации выдающихся театральных произведений, но и в важный инструмент для профессионального роста.

На фестивале проводятся лаборатории по современным драматургиям с участием режиссеров, педагогов и критиков, мастер-классы и лекции, которые обогащают участников новыми знаниями и опытом. Он также становится трамплином для новых театральных коллективов и артистов.

Например, Театр-студия «Грань» из Новокуйбышевска, возглавляемый Денисом Бокурадзе, и театр «Парафраз» из Глазова под руководством Дамира Салимзянова заслужили признание на всю страну.

Хитом фестиваля стали постановки «Мертвые души» Олега Липовецкого в театре «Поиск» из Лесосибирска и загадочная «Черная пурга» Филиппа Гуревича из Новокузнецкого драмтеатра.

Среди современных режиссеров, которые представили свои работы, выделяются Антон Федоров и Петр Шерешевский.

Особенно стоит отметить Альметьевск и Нягань – города, которые стали известны благодаря усилиям их смелых директоров-женщин, Фариды Исмагиловой и Анастасии Постниковой.

В этих театрах постоянно кипит жизнь: регулярные премьеры, лаборатории и встречи со зрителями делают атмосферу творческой активности.

Альметьевский театр уже пятый раз становится лауреатом фестиваля, получая награды за постановки таких авторов, как Антон Федоров и Елизавета Бондарь.

Победителем смотра стал спектакль Айдара Заббарова «Не был женат», созданный по мотивам повести татарского классика Гаяза Исхаки.

Сюжет рассказывает о дружбе и любви юноши из ортодоксальной мусульманской семьи и русской девушки, затрагивая сложные темы межконфессиональных браков, которые остаются актуальными в национальных республиках.

Заббаров акцентирует внимание на самоограничениях и запретах, которые мы накладываем на себя, боясь изменить свою судьбу, ссылаясь на традиции.

В спектакле много комичных и нелепых ситуаций, достигнувших порой грани фарса, но лирическая составляющая сохраняется через рассказ двух дочерей героев, которые не смогут появиться на свет, если их родители не преодолеют собственные предвзятости.

Няганский ТЮЗ получает победу на Фестивале театров малых городов второй раз подряд.

Спектакль Александра Баргмана «Наш класс», который ранее не удалось показать в Москве из-за пандемии, также получает внимание зрителей.

Значительный интерес к спектаклю «Калечина-Малечина» подтверждает его успешное прошлое на фестивалях «Территория. Kids» и Большом детском фестивале.

Сойжин Жамбалова, ставшая главным режиссером Няганского ТЮЗа, удивляет способностью соединять реальность и сказочность в своих постановках.

Ее новая работа по повести Евгении Некрасовой в жанре магического реализма объединяет древние мотивы с искренними актерскими монологами, а также включает песню Жамбаловой «Невыросшая», которая имеет потенциал стать самостоятельным хитом.

По материалам: snob.ru