Сериал Игры на Кинопоиск о подготовке к Олимпийским играм 1980 года

Авг 7, 2024 / 09:30

3 августа на платформе «Кинопоиск» стартовал сериал под названием «Игры». Это новый проект, возглавляемый Евгением Стычкиным, который освещает историю подготовки к Олимпийским играм, проходившим в 1980 году в Москве. По информации, представленной самой платформой, более миллиона пользователей добавили этот сериал в раздел «Буду смотреть». Тем не менее, кинокритик Иван Афанасьев выражает сомнение относительно качества данной работы и уверяет, что «Игры» не могут соперничать с другими проектами, созданными режиссером.

Сериал Игры на Кинопоиск о подготовке к Олимпийским играм 1980 года

Сюжет сериала разворачивается в Советском Союзе в 1979 году. Мы знакомимся с молодым интеллигентом Игорем Зориным (в исполнении Григория Верника), который обладает анархистским духом и говорит на трех иностранных языках. Его жизнь меняется после того, как он решает устроить необычную акцию, облив валерьянкой бюст Ленина. Это действие привлекло повышенное внимание местных котов к статуям вождя, но не слишком обрадовало власти, которые быстро забирают Зорина в отдел. Однако благодаря influentному отцу-функционеру (в роли которого Алексей Серебряков) Игорь избежал тюремного заключения, но под давлением родителя вынужден был согласиться работать в олимпийском оргкомитете.

Погружаясь в работу, он сталкивается с строгой начальницей Ириной (Мария Карпова), дочерью высокопоставленного военного. Для Ирины Зорин является лишь формальной единицей в строгой и, по ее мнению, слаженной команде, которая должна подготовить Москву к Олимпиаде. Однако организация сталкивается с неординарными трудностями. На фоне растущих сомнений в верхах о целесообразности проведения Олимпийских игр, возникает проблема с готовностью спортивных объектов: только половина из них успевает к сроку, при этом возникает вопрос: стоит ли проводить такое событие в период напряженных отношений с Западом.

Невероятно богатая атмосфера 80-х и тонкая проработка персонажей сериала должны были бы привлечь внимание. Однако, как считает Афанасьев, это не является достаточным основанием для высокой оценки. Тем более, что в 1981 году была выпущена масштабная документально-игровая работа, посвященная тем же Олимпийским играм 1980 года, созданная Юрием Озеровым, автором знаменитой саги «Освобождение», в сотрудничестве с Борисом Рычковым, режиссером, известным своими документальными проектами. Эта работа имела под собой солидную историческую основу и, скорее всего, справляется с задачей передачи духа и сложности тех времен гораздо лучше.

С учетом этих факторов, критик указывает на необходимость более глубокой проработки сюжета и его действующих лиц в сериале «Игры», чтобы он мог оставить свое значимое наследие среди других произведений, посвященных этой важной для страны тематике. Это, по его словам, делает «Игры» менее интересным проектом по сравнению с теми, которые были созданы ранее и смогли более четко и реалистично отразить сложности и парадоксы той эпохи. Таким образом, несмотря на колоссальный интерес со стороны зрителей, «Игры» могут оказаться лишь временным явлением в мире русской киноиндустрии.

Фильм, о котором идет речь, представляет собой документальную хронику, в которой события переплетаются с рассказом о значимости игр и насыщены анимационными вставками, созданными талантливым художником Федором Хитруком, известным своими работами, такими как «Каникулы Бонифация». В некоторых анимациях можно заметить уникальный почерк самого Юрия Норштейна.

Этот проект оказался настоящим монументальным трудом: съемки проходили в различных уголках страны, в которых принимали участие почти 90 операторских групп. Закадровый текст для ленты озвучивал брат Юрия Озерова — Николай Озеров, который известен как теннисист и спортивный комментатор.

Двухсерийный фильм был высоко оценен на уровне государства: создатели картины получили премии, а сама лента была выдвинута на премию «Оскар». Однако она не вошла в лонглист, и причиной этого стало вмешательство СССР в конфликт в Афганистане, что создало негативный фон вокруг внешнеполитической обстановки.

Интересно, что изначально работа Озерова и Рычкова была создана по заказу Международного олимпийского комитета. Название фильма «О спорт, ты — мир!» является фрагментом цитаты Пьера де Кубертена, одного из основателей современного Олимпийского движения, который использовал эту фразу в своей поэме «Ода спорту».

Сегодня нам порой трудно представить, чтобы подобная формулировка могла быть использована в названии какого-либо современного проектa, но спустя 44 года после Олимпиады-80, эта тема вновь выходит на первый план. В летние месяцы 2024 года Олимпийские игры будут проходить во Франции, однако лишь 15 российских спортсменов получили возможность участвовать в этих соревнованиях.

На фоне мировых событий вопрос о присутствии России на международных спортивных аренах стал предметом политических дискуссий и споров. Такой контекст становится особенно важным при анализе проекта «Игра», который имеет схожую с фильмом «Чебурашка» тенденцию: он погружает зрителей в сказочную атмосферу, сочетая в себе элементы ностальгии и исторической значимости.

Фильм вызывает интерес к Олимпиаде как к культурному феномену, а также пытается приоткрыть завесу над тем, как спорт способен объединять людей, преодолевая любые преграды. В этом контексте мы видим, что даже спустя десятилетия, сюжет о спорте и Олимпийских играх продолжает оставаться актуальным.

Проект, который изначально был создан как дань уважения духу спорта и гуманизма, теперь вступает в диалог с политическими реалиями современности. Это выступает своего рода откликом на вызовы времени и призывом вернуться к идеалам мирного сосуществования, которые веками поддерживались Олимпийским движением.

Таким образом, рассматривая фильм «Игра», мы не только погружаемся в историю, но и осознаем его актуальность в свете современных событий, которые продолжают формировать международные спортивные отношения. Как и в случае с другими значительными произведениями искусства, этот фильм открывает новые горизонты для обсуждения, ставя перед нами важные вопросы о роли спорта в современном мире.

Пора поговорить о потерянном блеске, о котором неспроста вспоминают многие. На данный момент вокруг сериала «Игры» сосредоточено гораздо больше внимания, чем можно было бы ожидать. Олимпийский мишка стал вдохновляющим символом ушедших в историю времен. Однако стоит ли этот проект столь горячих обсуждений и ажиотажа? Вероятно, нет.

Легко представить, что изначально результат выглядел многообещающе:dramатическая история, сосредоточенная на закулисных играх Олимпиады, в которой доминируют политические интриги. В уши Брежнева, роль которого исполняет Юрий Стоянов, один из ведущих организаторов, Ходаков (Игорь Костолевский) шепчет о том, что данное мероприятие служит отражением силы и возможностей страны даже в трудные времена. В то же время, консервативно настроенный Бледнов (Игорь Гордин) указывает, что не стоит поддаваться правиламибу врагов и лучше всего всё отменить.

Внутри комитета процесс движения тоже сталкивается с проблемами из-за запутанной бюрократии, что создает дополнительные трудности для молодого и амбициозного Зорина. Можно было бы ожидать, что этот проект будет отражать стремление нового поколения привести в движение неповоротливую государственную машину и добиться значимых изменений в жизни страны.

Однако, как показала реальность, драматургия сериала не дотягивает до заявленной планки: в написании сценария участвовало сразу четыре человека, и это, безусловно, дает о себе знать. Сюжетные линии перемешаны в таком беспорядочном порядке, что порой становится трудно следить за событиями, а количество персонажей приближается к полуторам десяткам, среди которых далеко не все вызывают интерес.

Среди явных плюсов можно отметить, что экспозиция выведена на поверхность уже в первой серии, в отличие от многих других подобных проектов, где эта часть повествования растягивается на целый сезон. Но даже при такой относительно динамичной завязке следить за «Играм» оказывается непросто.

Известный актер Евгений Стычкин перепрофилировался из актерского мастерства в режиссуру, оставив за собой, как некий аналог Бена Аффлека, право на небольшое участие в кадре. Учитывая перечисленные недостатки, можно констатировать, что проект не оправдывает тех ожиданий, которые созданы вокруг него, и скорее вызывает разочарование, чем подъем и интерес у зрителей.

Стычкин проделал впечатляющую работу, добившись заметных успехов в своей карьере. Особо выделяются его фильмы — в первую очередь, это резонирующий проект «Контакт» и революционный сериал «Нулевой пациент», созданные для популярной платформы «Кинопоиск». Пожалуй, именно с этого сериала у Стычкина возникло ощущение, что он избавился от порога неопытности в передаче колорита исторической эпохи позднего СССР.

Однако за выдающейся реализацией «Пациента» стояло нечто большее, чем просто хорошая постобработка: сценарий к нему написали два настоящих мастера слова — опытный Олег Маловичко, известный своими работами над сериалом «Метод», и блестящий писатель Андрей Геласимов, чей вклад существенно обогатил сюжет.

«Нулевой пациент» стал ярким примером того, как возможно соединять ностальгическую атмосферу с современными художественными решениями. В этой работе также немалую роль сыграл второй режиссер — профессиональный оператор и режиссер Сергей Трофимов, который имеет в своем портфолио сотрудничество с именитыми кинематографистами, среди которых выделяется Тимур Бекмамбетов.

Результатом данной коллаборации стал сериал, который не только великолепно подошел по всем параметрам, но и выделялся оригинальной режиссурой, захватывающим актерским составом и продуманным сценарием.

Следующим шагом в карьере Стычкина стала молодежная драма «Цикады», которая была первой его сольной работой после успешных проектов. На этот раз в творческом процессе произошли изменения, в том числе сменилась команда сценаристов — Екатерина Тирдатова, ранее работавшая преимущественно в авторском кино, взяла на себя ответственность за создание сюжетной линии.

Это очевидное преобразование привело к изменению общего тона сериала. Вместо подростков, которые бы соответствовали возрасту своих персонажей, на экране появились актеры более зрелого возраста, что создало некоторую дисгармонию.

Интересно, что именно в «Цикады» зрители могли встретить Григория Верника, занявшего главную роль, который вновь воплотил образ гиперактивного молодого человека. Стычкин предпринял попытку смешать игровые элементы с документальной хроникой, иногда прибегая к эффекту полиэкранов, что вызывало путаницу в восприятии.

Камера оператора Михаила Дементьева, известного по проекту «Чики», практически не останавливалась на одном месте, и постоянные движения создавали ощущение утомления среди зрителей.

В результате, несмотря на оригинальные идеи и стремление к экспериментам, «Цикады» не сумело вызвать такой же резонанс, как предыдущие проекты режиссера. Каждый новый сериал становится испытанием, где в равном числе сосуществуют творческие амбиции и сложность реализации задуманного.

Стычкин продолжает искать свой путь, но не всегда удается настроиться на ту же волну, что и публика. Каждый новый этап его карьеры ставит перед ним новые вызовы, и, невзирая на успехи, до сих пор предстоит избежать рутинных ошибок, которые могут перечеркнуть опыт его предыдущих работ.

Наблюдая за эволюцией его творчества, внутренние изменения и внешние обстоятельства становятся неотъемлемой частью артистического процесса, который неизбежно ведет к новым открытиям и иногда к заново открывающимся старым темам.

Несмотря на некоторую динамику, первые две серии сериала не изобилуют значительными событиями. Хотя он и позиционируется как исторический, реальных персонажей в нем не так много, и некоторые факты представлены не в самой точной интерпретации.

Например, на экранах кинотеатров демонстрируется фильм «Пираты XX века», культовая лента советского кинопроката, однако этот фильм вышел не в 1979 году, когда разворачиваются события «Игр», а лишь в 1980-м. Возникает впечатление, что проект мог бы выиграть от некоторой «сушки»: уменьшить количество характеров минимум на треть и выбрать более строгий, но в то же время хулиганский подход, в стиле квази-документальной эстетики «Наследников». Тем не менее, создатели вместо того, чтобы сосредоточиться на содержании, погнались за визуальной эффектностью — что повлияло на оформление и реализацию сюжета, и как следствие, вместо ожидаемой ретродрамы о молодости и энтузиазме, противостоящими бюрократии и косности, зрителю приходится преодолевать перегруженный сценарий, обремененный излишним консерватизмом.

В центре внимательного взгляда оказывается репрессивная система позднего Советского Союза, которая, по сути, подавляет неугодных, настраивая внутренние интриги и подготовку к масштабной, грозной войне. Также не может не бросаться в глаза карикатурное изображение Брежнева, сыгранное Стояновым, который больше напоминает своего героя из «Городка». Ванильный взгляд на всё, что связано с Советским Союзом, держится на образах «лучшего в мире мороженого», блестящих классических «копеек» на путях и ярком образе западного журналиста Энтони, исполненном Стычкиным. Подобные представления создают ощущение, что советская власть не была идеальной, но тем не менее, времена были великими, и нам стоит об этом помнить и гордиться.

Однако такая амбивалентность этот сериал больше подрывает, чем укрепляет. Для исторического произведения в данном фильме прочно запечатлены лишние условности и анахронизмы, в то время как для чисто художественного контекста вырисовывается довольно высокая претензия на историчность. В критическом восприятии, это создаёт впечатление чрезмерно жирного омажа Олимпиаде, представленному как, в первую очередь, идеологическому событию.

Создатели пытаются транслировать легкую молодежную нонконформность через свой сценарий, но фактически это превращается в очередной гимн Советскому Союзу, наполненный ностальгией и откликами на устаревшие наративы. Это становится тематически характерным для жанра, в котором 50-летний Стычкин уже давно нашел свое место, пробуя передать какие-то новые посылы и актуальность с помощью старых стереотипов.

По материалам: www.forbes.ru