В 1967 году супруги Гурьевые, Светлана и Дмитрий, директор и тренер школы-интерната по горнолыжному спорту, впервые посетили Красную Поляну, услышав о живописном районе в Сочи от альпинистов.
Они решили исследовать возможности этого места для спорта, и их зимние вылазки обнаружили выдающиеся природные условия: высокая стабильная снежная шапка, доходящая до двух метров, а на высотах 2400 метров снег держится даже летом.
Оптимальное сочетание солнечной погоды и влажности делало регион идеальным для катания.
В результате, на следующий год была открыта детско-юношеская горнолыжная школа, а вскоре и сборная СССР начала здесь тренировки.
Позже был обустроен комплекс «Спартак» для учеников.
Спустя два десятилетия этот участок, с простыми бугельными подъемниками и турбазами, стал основой для первого горнолыжного курорта в Сочи.
Его создание было инициировано Владимиром Овсянниковым, который в 1978 году стал заведующим базой «Спартак», пригласив Министерством физической культуры и спорта СССР благодаря своему опыту и прошлым достижениям в горном туризме.
Трудный выбор стоял перед Владимиром Васильевичем, который на тот момент занимался диссертацией по электромагнитным полям. Несмотря на сложность темы и неопределенность карьерного пути, он принял решение отказаться от науки ради новой возможности.
Вместе с семьей они переехали в горы, где вскоре обосновались. В Красной Поляне Владимир взял на себя управление горнолыжным комплексом, где его дети обучались катанию на лыжах. Комплекс состоял из нескольких деревянных домиков и нескольких подъёмников.
В 1992 году, на фоне распада СССР и нестабильной экономики, ситуация в стране напоминала хаос. Чтобы реализовать идею горнолыжного курорта, ему были нужны средства, однако местные власти проявили равнодушие к проекту.
Не имея других вариантов, Владимир решил взять кредит, заложив свой дом, и в этом же году основал «Альпику-Сервис», привлекая специалистов из Самары для монтажа канатных дорог и других конструкций.
«Мой отец был уверен в успехе задуманного, ведь на рынке не существовало конкурентов», - отмечает его сын Владислав. К его удивлению, банк также поверил в его проект, в том числе благодаря тому, что с пояснениями о проекте работала супруга кассира, выдавшего кредит.
Таким образом, началась реализация смелой идеи, которая впоследствии привела к успешному развитию курорта.
Отец всегда отличался высокой организованностью и не боялся физических усилий. Он непрестанно учился, используя свои обширные знания в практике. Например, я помню, как он сам откапывал подземный силовой кабель, не щадя сил.
Однажды к нему подошел бизнесмен из Сочи, осмотрел его грязную одежду и спросил, где директор. Отец, выпрямляясь, ответил: «Я». Бизнесмен сначала не поверил, но вскоре извинился.
Позже его компания объединилась с турбазой «Горный воздух», и новым генеральным директором стал Владимир Васильевич, а председателем правления - Петр Николаевич Федин. Друзья предложили название «Альпика-Сервис», что переводится как «альпийская служба». Изначально отец считал имя неудачным, поскольку работники разных ведомств, с которыми он взаимодействовал, недоумевали и спрашивали, что за «сервиз». В ответ отец с улыбкой говорил, что это не чайный. Однако название прижилось.
Через год после открытия курорта была запущена первая очередь кресельной канатной дороги, которая стала важной частью горного кластера Сочи. В течение следующих четырех лет были введены в эксплуатацию еще две очереди. Сезон с декабря по май привлекал тысячи туристов.
В 2004 году открылась пятая очередь канатной дороги, произведенной во Франции, с верхней станцией на высоте 2256 метров. В это время она считалась единственной площадкой с доступным панорамным видом для массового туриста на Кавказе.
Обзор на горы Абхазии и Черное море в солнечные дни предлагает завораживающие виды, характерные для курорта «Газпром Поляна», где расположена «Альпика». С 2008 года этот участок стал проводить международные соревнования по горным лыжам, включая Кубок России и этап Freeride World Tour.
Информация об «Альпике» распространилась за пределами страны, что подчеркивает её популярность среди туристов. Владислав Овсянников, оператор 3-го разряда канатных дорог, начал свою карьеру во время учебы в Сочинском госуниверситете курортного дела и туризма.
На его путь повлиял совет отца: «Умения лишними не будут, а найти себя всегда успеешь». Владислав проработает в этой сфере 25 лет с января следующего года. «Мне нравится общение с людьми и видеть их хорошее настроение», - делится он.
Чаще всего он встречает отдыхающих на верхней станции канатной дороги, где радостно обменивается впечатлениями с набравшимися эмоциями туристами. Многие возвращаются на курорт после длительного перерыва, и они обсуждают изменения, произошедшие за годы.
Работа оператора воздушно-канатных дорог требует высокой ответственности и включает знание техники, физики и правил безопасности. Владислав всегда готов к любым ситуациям и следит за тем, чтобы в период больших потоков туристов не возникали очереди и не происходили инциденты в кабинах.
На курорте Красная Поляна проводятся профилактические и текущие ремонты оборудования, чтобы обеспечить комфортный отдых гостей и создать желание вернуться.
Здесь расположена самая длинная канатная дорога в России и самая обширная зона вечернего катания. Это особое время, когда снежный покров обвивает мягкий сумеречный свет, созидая атмосферу настоящего приключения под звездным небом.
Примечательно, что о будущем зимней Олимпиады в Сочи заговорили еще в 1969 году. В статье Светланы Гурьевой в журнале «Техника - молодежи» было предсказано, что, если Советский Союз получит право на зимние Игры, то это будет именно Красная Поляна. Это предсказание сбылось спустя 45 лет.
Владимир Овсянников также нёс мечты о зимней Олимпиаде в этом регионе и стал инициатором строительства спортивной инфраструктуры, в то время как Сочи воспринимался как типичный летний курорт.
В 2008 году «Альпика-Сервис» вошла в состав курорта «Газпром Поляна», после чего была переименована в «Альпику». Реконструкция завершилась в 2017 году, в результате чего были созданы новые канатные дороги, трассы, а также аттракционы, включая санно-бобслейную трассу и туристические маршруты.
Особенность канатной дороги «Альпики» заключается в том, что она комбинирует кресла и кабинные подъемники на одной линии. Кресла имеют систему ветрозащиты и обогрева, тогда как кабинные подъемники полностью закрыты и оснащены освещением, что делает их популярными среди сноубордистов.
Кроме того, Сочи вошел в топ-15 городов России по инклюзивному туризму с индексом доступности в 36 %. В этой оценке учитывались мнения представителей местного бизнеса и департамента курортов, что подтверждает стремление региона стать еще более доступным и удобным для всех путешественников.