Если вы не успели посетить «Игры будущего» в Казани, не отчаивайтесь: все доступно в интернете. Начало этого события состоялось 19 февраля с участием Президента России Владимира Путина.
В турнире приняли участие около 2000 спортсменов из 107 стран мира, их соревнования проходили по 21 необычной дисциплине, разделенной на физический и цифровой спорт. 3 марта турнир завершился закрытием вице-премьером России Дмитрием Чернышенко, который заявил: «Старт фиджитал-движению дан!» «Игры будущего» стали мировым брендом, и это огромный успех. Россия создала новый вид спортивного турнира - технологический, вдохновляющий и зрелищный.
Благодаря «Играм будущего» Россия подтвердила свою лидирующую роль в мировом спортивном сообществе. Не стоит упрекать себя, что вы не знали о фиджитал. Этот вид спорта был официально признан в России 31 января 2023 года. А уже в феврале того же года начала работу Всероссийская федерация фиджитал-спорта (ВФФС), которая за год открыла более 60 филиалов по всей стране.
Согласно официальному сайту ВФФС, они объединили 4,5 тысячи активистов. В настоящее время мне сложно называть их спортсменами в традиционном понимании, однако еще в 2021 году, когда только началось понимание сочетания физической и цифровой активности, Дмитрий Чернышенко отметил, что люди, увлеченные этими новыми формами соревнований, «добавляют четвертый компонент к традиционной олимпийской триаде 'тело, воля и разум', который уже стал частью нашей жизни - технологии».
Для получения более ясного представления о том, что такое фиджитал, я обратилась к ученым вузов, которые совместно со своими студентами погружались в мир 'Игр будущего'.
Например, профессор Дмитрий Чикрин, директор Института искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии Казанского (Приволжского) федерального университета, был экспертом на 'Битве роботов'. Он столкнулся с первыми вопросами: 'Чему служат фиджитал-игры? С одной стороны, они направлены на вовлечение молодежи в спорт, сочетая в себе компьютерные игры, информационные технологии и активное физическое движение. Спорт всегда был не только формой активности, но и социальным событием, обеспечивающим общение, взаимопомощь и конкуренцию.
В наше время найти подростка, увлеченного классическими видами спорта, такими как футбол, хоккей или баскетбол, становится все реже. Если они и интересуются, то скорее всего сидят перед телевизором. Однако существует множество поклонников компьютерных спортивных игр.
'Почему? В фиджитал-боксе игроки могут наносить удары и защищаться без использования кнопок, а лишь через живое взаимодействие, однако своего противника они видят лишь через очки виртуальной реальности.
'Точно. Например, игра Just Dance на консоли PlayStation. Вы воспроизводите движения танцора, стараясь поддерживать ритм и темп. Только в России сотни тысяч людей увлечены этим занятием. Это лишь один пример фиджитал-активности.
Однако в 'Играх будущего' есть и еще один смысл. Пока Россия отсутствует на большинстве международных соревнований, данный турнир дает возможность продемонстрировать, что мы способны успешно проводить значимые мероприятия по творческим дисциплинам.
Я — декан профильного факультета КФУ.
Мне уже 37 лет, и хотя это не так уж и много, я всегда интересовался новыми технологиями и тенденциями. В последнее время наблюдаю за развитием цифровых спортивных соревнований, таких как битвы роботов. Хотя для меня это не новость, для многих это все еще звучит как нечто необычное и захватывающее.
Я помню, как в конце 1990-х годов появились первые соревнования по боевым роботам, и как эти соревнования с течением времени стали все более зрелищными и организованными. Недавно я имел возможность посетить Игры «Битва боевых роботов» в Казанском цирке, и меня поразило то, насколько заполнены были все места зрительного зала. Там были люди всех возрастов: от семей с маленькими детьми до пожилых бабушек и дедушек. Стало ясно, что цифровой спорт приобрел популярность и признание в обществе.
В России было проведено много спортивных мероприятий в этой области, включая чемпионаты по лазертагу и соревнования роботов. Однако Игры «Битва боевых роботов» выделялись своей масштабностью и грандиозностью. Призовой фонд был внушительным, организация мероприятия была на высоком уровне. Участие в организации взяли на себя Всероссийская федерация фиджитал-спорта, Министерство спорта и Министерство цифрового развития Республики Татарстан. Было заметно, что уровень внимания к событию со стороны властей сопоставим с масштабом Универсиады. Участвовали команды из разных стран, что подчеркивало международное значение мероприятия.
В моем университете, где учится более 50 тысяч человек, многие студенты проявили интерес к «Играм будущего». Хотя прошлогодние соревнования были высокого профессионального уровня, на следующий год мы также планируем участвовать в «Боях роботов» как вузовская команда, хотя представляется, что нам придется столкнуться с немалыми сложностями.
На первых порах я был скептически настроен по отношению к «Играм будущего», но присутствуя на них, я увидел увлекательные поединки машин весом до 110 кг, созданных совместными усилиями многих профессионалов: технологов, материаловедов, электроников и других. Возможность принять участие в подобных соревнованиях заставила меня пересмотреть свое отношение к цифровому спорту. Осознав, какую колоссальную работу вкладывают участники в создание роботов и беспилотной техники, я убедился в том, что цифровой спорт действительно открывает новые возможности и перспективы развития.
Понимание того, что компактная боевая машина с оружием, способная причинить вред противнику, требует глубоких знаний и навыков. Я наблюдала за схватками в Интернете. Это удивительное зрелище: мощные бойцы ловко захватывают друг друга, подбрасывают в воздух, атакуют так, что кажется, противник горит от ударов!
Для многих людей спорт является одним из способов поддерживать свою физическую форму и душевное равновесие. Однако не менее важно развивать умственные способности и навыки.
Сегодня существует множество соревнований и турниров, где люди могут проявить себя не только физически, но и умственно. Например, соревнования по алгоритмическому программированию, где участники должны решить максимальное количество задач за ограниченное время. Эти соревнования требуют не только логического мышления, но и скорости выполнения заданий.
Такие мероприятия не только развивают умственные способности участников, но и позволяют им проявить себя в конкурентной среде. Одним из ярких примеров таких соревнований является турнир по программированию, где молодые специалисты показывают свои навыки и получают заслуженные награды. Например, парень из Москвы, Федор Ромашов, уже имеет опыт участия в международных олимпиадах и получил звание мастера спорта по программированию. Эти соревнования стимулируют участников к развитию и повышению своего профессионального уровня. Кроме того, важно не забывать и о других перспективных дисциплинах, таких как информационная безопасность.
Битвы «белых хакеров» представляют собой интересный формат соревнований, где команды соревнуются в защите и атаке с целью захвата флагов. Участники решают различные задачи по поиску уязвимостей, анализу программ и шифрованию данных. Эти соревнования способствуют развитию навыков в области информационной безопасности и повышают уровень подготовки специалистов.
Такие мероприятия не только увлекательны, но и обучают участников важным навыкам, необходимым в современном мире. Участие в подобных соревнованиях способствует не только улучшению компетенций, но и создает возможности для обмена опытом и знаниями между участниками.
Таким образом, спортивно-познавательные мероприятия играют важную роль в развитии интеллектуальных способностей и формировании профессиональной карьеры участников.
Такие соревнования в области информационной безопасности стимулируют участников к освоению компетенций и развитию новых навыков тестирования на проникновения и защиты информации. Не стоит исключать возможность включения этой дисциплины в список «Игр будущего», так как это может принести пользу всем.
В современном мире существует потребность в объединении киберспорта и науки. Например, разработка новых материалов для дронов требует кооперации программистов, материаловедов, специалистов по мехатронике и двигателям. Такое сотрудничество не только продвигает игры, но и способствует научному прогрессу.
Также, исследования в области киберспорта могут быть полезны для изучения активности головного мозга, необходимой для решения различных задач, что в свою очередь может стимулировать развитие нейроинформатики.
Молодежь увлекается соревнованиями, поэтому фиджитал-спорт может добавить интереса и драйва в их повседневную жизнь. Участие в таких мероприятиях поможет им увидеть, что успех приходит к профессионалам, а не только к любителям.
Наши студенты, прошедшие практику на Играх, получили возможность решать разнообразные задачи в техподдержке, кабелировании, установке локальных сетей, а также настройке учетных записей и сборе данных. Участие в аналогичных мероприятиях может быть полезным для развития не только профессиональных навыков, но и личностного роста у молодежи.
Их главная цель заключалась в том, чтобы обеспечить бесперебойную работу оборудования и программного обеспечения, задействованных на соревнованиях. Кроме того, участие в мероприятии стало возможностью встретиться с профессионалами со всего мира, познакомиться с последними технологическими достижениями и задуматься о возможностях создания собственных инноваций.
На территории университета регулярно проводятся тренировки олимпиадных команд, организованные старшекурсниками для участников первых и вторых курсов с целью привлечь их к общему делу. Таким образом, мероприятие «Игры будущего» способствует увеличению интереса студентов к знаниям и спорту.
В рамках подготовки к турниру мы организовывали практику и техническую поддержку, а также проводили научно-популярные лекции по современным технологиям, таким как искусственный интеллект и машинное зрение, в областях, интересных участникам игр. В университете функционирует центр фиджитальных технологий, где студенты готовятся к гонкам дронов, и, вероятно, появятся новые направления курсов.
«Игры будущего» стимулируют активную жизненную позицию и помогают сделать Казань современным интеллектуальным городом с креативным населением. Оказалось, что у города с богатой тысячелетней историей есть инфраструктура мирового уровня, включающая ИТ-парки, стадионы, плавательные бассейны, скейт-площадки и многое другое. Важно разумно использовать все эти ресурсы.
Возникают опасения относительно зависимости от иностранного программного обеспечения и возможных преград в его дальнейшем использовании. Поэтому необходимо быть готовыми к таким сложностям, уметь разрешать конфликты и строить собственные платформы. Это требует взаимодействия с разработчиками ПО, привлечения различных ресурсов и развития необходимых компетенций, включая участие в программах академического лидерства «Приоритет-2030» и передовых инженерных школах.
Также существуют предложения по улучшению подготовки молодежи на региональном уровне. Известно, что успешные спортсмены часто начинают свой путь на дворовых спортивных площадках и в детских спортивных секциях. Важно вернуть внимание к сети дополнительного образования, включая дворцы пионеров, станции юного техника и спортивные школы, где будущие чемпионы и олимпийские чемпионы начинали свой путь. Если подобные структуры начнут активнее внедрять фиджитальные технологии и систематизировать подготовку подростков, то через несколько лет можно ожидать значительных результатов.
Главным приоритетом станет подготовленная как интеллектуально, так и физически молодежь, которая будет определять будущее страны.