Баха – это особая форма ралли-рейда, характеризующаяся четко установленным и относительно коротким маршрутом.
Баха «Россия – Северный лес» представляет собой первый этап чемпионата России, который обычно проходит в условиях зимних морозов, метелей и обилия снега.
Однако текущий год стал исключением: снежная гонка оказалась менее «зимней», чем обычно.
«Северный лес» выделяется как единственная зимняя снежно-ледовая гонка в России.
Наблюдая за дождливыми улицами без снежного покрова, я первоначально ожидал грязевой этап, что было удивительно, учитывая, что два года назад гонка проходила в сильную метель, а год назад – в тридцатиградусный мороз.
Надежды на зимнюю погоду угасали, но за несколько дней до старта температура все же опустилась ниже нуля, и выпал снег.
Несмотря на отсутствие сильного мороза, обстановка стала более зимней.
Это важно для команд, ведь, как говорят участники из команды «ГАЗ Рейд Спорт», в таких условиях необходимо перенастраивать автомобили.
В зимний период холодный воздух плотнее и насыщен кислородом, поэтому требуется настройка моторов на менее богатую топливную смесь.
Также потребовалась корректировка подвески только одной из двух Газелей NN, выставленных командой.
Это объясняется тем, что работа с подвеской может быть быстрой только на автомобиле с независимой подвеской спереди.
В преддверии нового сезона, экипажи, представляющие автомобили «Газель», готовятся к соревнованиям.
Алексей Игнатов и Евгений Павлов на белой «газельке» (прошлогодней чемпионке) и Александр Семёнов с Дмитрием Охотниковым на зелёной модели готовы к борьбе за лидерство.
Несмотря на то, что изменений в автомобилях немного, белая «газелька» получила новый редуктор от полноприводного Соболя NN, что значительно увеличило дорожный просвет и улучшило характеристики машины на трудных маршрутах.
Зелёная «газель» осталась без изменений, так как ее показатели и так были на высоком уровне.
В соревнованиях участвуют 25 экипажей, распределённых по четырем классам: Т1, Т2, Т3 и R.
В классе R также выступают «Газели», которые должны не только победить в своём заезде, но и набирать очки в абсолютном зачете.
Конкуренция здесь велика: среди соперников есть прототипы, такие как машины Богдана Вавренюка и Михаила Расторгуева, а в абсолютном зачете необходимо обойти множество быстроногих багги и известных чемпионов, таких как Борис Гадасин на мощном прототипе.
Таким образом, командам предстоит серьезная борьба в сложных условиях лесных дорожек, и успех зависит от мастерства экипажей и надежности техники.
В русском моторалли борются не только водители, но и техника. На старт вышли 12 мотоциклистов и квадроциклистов, которые участвуют в Всероссийском соревновании по моторалли.
Зимние гонки, как утверждают, проще, чем летние в жару, но наблюдать за мотоциклистами сложно в любое время года — это все же крутые хобби, заслуживающие уважения.
Моторалли «Баха» проходило в течение трех дней, и каждый день имел свои особенности. Старт — это обязательный этап для всех участников. Пролог представлял собой короткий заезд на 13 км, и его результаты определяли стартовые позиции на следующий день.
Здесь важно сохранить свои машины на все три дня гонки, в которой нужно будет преодолеть примерно 830 километров, половину из которых необходимо проехать на максимальной скорости.
Однако техника иногда подводит: например, у Никиты Мазепина на его Can-Am Maverick X3 XRS Turbo R произошла поломка вариатора, что заставило его двигаться медленно.
Не обошлось и без проблем у экипажей Вячеслава и Эльвиры Папуцких, а также Алексея Черкесова и Артема Шевелева, чьи машины также столкнулись с техническими неполадками.
Сложные погодные условия, в частности свежевыпавший снег, добавили сложности на трассе для багги, следовательно, буксование стало частым явлением, что сделало участие в гонке еще более напряженным.
В прологе гонки отличился экипаж Дмитрия Воронова и Кирилла Еникеева из команды Team Maria Oparina на Can-Am Maverick XDS Turbo R. Второе место заняли Павел Андреев и Глеб Мокеев из 404 Racing Team на Can-Am Maverick XRC Turbo RR, а третьими стали Борис Гадасин и Дмитрий Кожухов на прототипе G-Force Bars от G-FORCE Motorsport.
Что касается экипажей на «газельках», их результат был менее впечатляющим. Алексей Игнатов и Евгений Павлов заняли 11 место в абсолютном зачете и третье в своей категории, в то время как Александр Семенов и Дмитрий Охотников оказались 12-ми в абсолюте и 4-ми в своём зачете. Экипажи двигались в паре, стартуя последовательно, и это заметно в их стиле вождения.
Торжественная церемония старта проводилась после пролога. Все команды проехали по подиуму на автодроме «Игора Драйв» и стали готовиться ко второму дню гонки, который стал настоящим испытанием с тремя спецучастками (два по 72 км и один на 111 км). Это значительно отличалось от пролога в 13 километров, готовя пилотов к серьезным испытаниям.
Журналисты и фотографы оценили теплую погоду «Северного леса», что было приятным изменением в сравнении с холодом, особенно учитывая необходимость ждать на пленке проходящих машин. Но для пилотов такое тепло и нехватка снега создали некоторые неудобства, что могло негативно сказаться на их производительности в гонке.
Сложные условия гонки были обусловлены не только суровыми зимними температурами, но и отсутствием защитных снежных брустверов вдоль трассы, что увеличивало риск столкновений с деревьями на обочинах.
Это обстоятельство заставило участников в начале гонки проявлять осторожность, однако на второй день ситуация кардинально изменилась.
Температура резко упала до -15-18 градусов, что создало условия настоящей зимы с ледяной поверхностью под колесами.
Несмотря на это, день был гоночным, и участники не могли себе позволить излишнюю осторожность.
В результате, экипаж Вячеслава Папуцкого на Yamaha YXZ 1000R не смог стартовать из-за поломки мотора, и первым на трассу выехал экипаж Дмитрия Черкесова на Can-Am Maverick XRC Turbo RR.
Лидером первого круга стал экипаж Дмитрия Воронова на Can-Am Maverick XDS Turbo R, за которым следовали Анастасия Нифонтова (Can-Am Maverick Max XRS Turbo RR) и Борис Гадасин на G-Force Bars.
Первый спецучасток оказался особенно трудным: скользкий лед и ручьи, требовавшие преодоления вброд, создавали дополнительные трудности.
Участники надеялись, что в течение дня температура повысится и трасса станет более проезжей, что должно было улучшить сцепление и увеличить скорость.
Однако, несмотря на частичное улучшение дорожных условий, нервозность и переоценка собственных возможностей могли сыграть злую шутку с некоторыми гонщиками.
На соревнованиях начались массовые сходы экипажей, один за другим. Нива ВАЗ-21214, принадлежащая Мансуру Еникееву, не смогла продолжить участие во втором спецучастке, даже на маршруте с разрешенными путями общего пользования.
На самом участок сошли несколько экипажей, включая Михаила Расторгуева на Nissan Pathfinder и Ивана Паристого на УАЗ Карго. Экипаж Александра Семёнова и Дмитрия Охотникова, управляющий зелёной Газелью NN, вылетел с трассы, но его вернул обратно Андрей Динабург на Toyota LC 200. Это вызвало некоторые чувства, но на следующем спецучастке сходы продолжились: не справились с трассой и Андрей Рудской, и Богдан Вавренюк.
Дмитрию Воронову пришлось менять ремень ГРМ, что также стоило ему времени, однако на четвёртом спецучастке он показал лучшее время, оставив позади Анастасию Нифонтову и Бориса Гадасина.
Множество сходов среди экипажей в зачёте R фактически обеспечили победу Алексею Игнатову, так как у него не осталось серьёзных соперников. Он уверенно финишировал первым в своём зачёте и 11-м в абсолюте на третьем спецучастке.
Его напарник Александр Семёнов, после проблемы с вылетом, немного отстал в общем зачёте, но остался вторым в «рейд-спорт», уступив лишь Игнатову.
Участники не просто катались, а активно боролись с узкими и скользкими дорожками, особенно это касалось Газелей. Игнатову было легче благодаря независимой подвеске, что делало его машину более подходящей для интенсивного управления по сравнению с неразрезным мостом Семёнова.
Оба штурмана успешно справились с задачей, хотя и жаловались на низкую сложность навигации, что сделало их работу скучной.
С началом сезона они, вероятно, столкнутся с более сложными условиями.
По результатам первых двух этапов в абсолюте первым стал Борис Гадасин, который в классе Т1 участвует один, вторым стала Анастасия Нифонтова, а третьим – Дмитрий Воронов.
На третий день соревнований трассы всех спецучастков уже были хорошо раскатаны, что позволило участникам увеличить скорость и повысить конкуренцию за призовые места.
Это также привело к тому, что некоторые гонщики столкнулись с проблемами на маршруте.
Борис Гадасин, несмотря на отказ тормозов и несколько вылетов с трассы, показал лучшее время в абсолюте и стал абсолютным победителем «Северного леса», выиграв в классе Т1.
Дмитрий Воронов, представляющий команду Team Maria Oparina, столкнулся с деревом и останавливался для замены ремня, но все же смог занять третье место в абсолюте.
Анастасия Нифонтова, проявившая осторожность, стала второй в абсолюте и первой в классе Т3.
Первое место в классе Т2 занял Андрей Динабург на Toyota LC 200.
В соревновании R не было неожиданных поворотов. Команда «ГАЗ Рейд Спорт» заняла уверенные первое и второе места в своем классе, продемонстрировав отличные результаты.
Экипажи Игнатов/Павлов и Семёнов/Охотников прошли финальную трассу комфортно и успешно выполнили свою задачу. Заметим, что бронза в командном зачете также является значимым достижением.
В этом зачете первое место заняла команда S&A Racing, а второе – G-FORCE Motorsport. Соревнование оказалось напряженным: из 25 автомобильных экипажей до финиша добрались только 19, а среди мотораллистов 10 из 13.
Даниил Власов стал первым в квадроциклах, Андрей Кукуц победил в открытом классе, а в классе 450 отличился Расул Шемиунов.
Сезон только начинается, и мы с нетерпением ждем его дальнейших этапов, включая Кубок России в Элисте и «Золото Кагана 2025». Начало сезона обещает быть интересным.