Юлия Борисова актриса, оставившая след в истории театра

Мар 16, 2025 / 19:45

Юлия Борисова — легендарная актриса, готовая покорить театральные сцены в течение 60 лет, безусловно, оставила незабвенный след в истории театра. В Вахтанговском театре она занимала уникальное и неповторимое место, что позволяло ей оставаться в статусе неприкасаемой примы. Несмотря на то, что на сцене появлялись новые, талантливые и привлекательные актрисы, Борисова сохранила свое первенство вплоть до своей кончины. 17 марта ей исполнилось бы 100 лет, а уход на 99-м году рождения подчеркнул, как долго она служила искусству, похоронив таких выдающихся коллег, как Этуш и Лановой.

Творческий путь Борисовой был определён Рубеном Симоновым, который открыл в ней разнообразие дарований — от трагического до комедийного. Она была настоящим символом эпохи, живя своей жизнью без лжи и суеты, отказываясь от компромиссов ради карьерного роста. Борисова не была вовлечена в политические игры, открыто веруя в Бога с детства.

Юлия Борисова актриса, оставившая след в истории театра

Интересно, что в юности она не участвовала в самодеятельности и даже не проявляла интереса к школьным спектаклям. Её сильные стороны шли больше в учебу, особенно в математике, но менее заметно в литературе. В театральном училище о ней не делали высоких ставок, сомневаясь в её внешности. Однако, благодаря своему упорству и неординарному подходу к проблемам, она без диет достигла необходимого веса. Юлия не соответствовала традиционным канонам красоты, но её подвижное и выразительное лицо позволяло великолепно адаптироваться к различным ролям, делая её образ поистине уникальным.

Ее голос можно описать как гортанный и звонкий, создающий уникальную атмосферу на сцене.

Она исполнила роль Стряпухи в одноименном спектакле, а также Вальки в «Иркутской истории» и принцессы Турандот в знаменитом спектакле Евгения Вахтангова.

Коренные зрители, незнакомые с предыдущим исполнением Турандот Цецилий Мансуровой, уверенно воспринимали Борисову как безусловную наследницу этой роли.

Перед ними разыгрывался увлекательный спектакль: «Кто осмеливается разгадать загадки?» – звучал призыв к новому принцу, который, кстати, был весьма привлекателен.

На гастролях театра в Париже она играла Настасию Филипповну в «Идиоте» вместе с Николаем Гриценко.

Известный критик Готье выразил восхищение ее грацией.

В тот момент зрители еще не могли оценить ее экранное исполнение роли Настасьи в фильме Пырьева.

Она проявила свою многогранность, сыграв Вальку – роль, далекую от образа принцессы.

Драматург Алексей Арбузов, удивленный ее игрой, часто замечался среди зрителей в слезах радости.

Интересно, что она не занималась домашней подготовкой; текст осваивала исключительно на сцене, во время репетиций и движений.

Грим и театральный костюм были для нее второй натурой: Рубен Николаевич отметил, что костюм словно обнимает ее.

Он даже охарактеризовал ее как свой талисман, подчеркивая, что задействованные ею спектакли всегда оказывались долгожителями.

Борисова, признанная талантливой актрисой, обладала выдающейся актерской интуицией и пользовалась любовью публики. Ее считали невестой известного режиссера Симонова, и ее окружали ухаживания, однако в один момент все кардинально изменилось.

На новогоднем вечере она пришла с Евгением, но покинула его ради Исаева Спектора, директора-распорядителя театра. Их отношения оказались крепкими и счастливыми, продлившимися до его кончины, после которой Борисова больше не выходила замуж.

Популярность артистки достигала небывалых высот: в Риге молодежь буквально носила ее на руках, а в Белграде подняли автомобиль, в котором она находилась. Однако гастроли в Варшаве, ознаменованные антироссийскими настроениями, встретили ее холодным приемом.

Тем не менее, после спектакля «Варшавская мелодия» восхищенные поклонники пришли к ней в гримерную, чтобы отпраздновать ее здоровье. Борисова олицетворяла величие Вахтанговского театра, будучи Королевой сцены.

Для роли в спектакле «Миллионерша» по пьесе Бернарда Шоу она даже изучала джиу-джитсу. Однажды, увидев на улице, как группа мужчин избивает пьяницу, она не смогла остаться равнодушной и вмешалась, чтобы остановить насилие.

Борисова четко разделяла мир театра на две составляющие: темные кулисы, где проявлялась человеческая низость, и сцену, где, по ее мнению, произрастали только лучшие качества.

Юлия Константиновна Борисова никогда не давала интервью и избегала светских мероприятий. На одном из юбилеев она сама задала вопрос: «Помешала ли я кому-нибудь в театре?», отметив, что никогда не становилась на пути других и только принимала пьесы от авторов.

В то же время, она была любящей матерью и бабушкой, активно занимаясь домашними делами даже в трудные 90-е годы, когда страна переживала upheaval. Юлия не стеснялась выполнять работу по дому, и, если бы ее родным потребовалась помощь, она бы немедленно оставила театр, так как, по ее словам, дома ей было радостно, и она не испытывала скуки.

Doma она предпочитала быть не актрисой, а обычной женщиной. Внучка Юлии, Мария Борисова, рассказала, как ее бабушка повлияла на её жизнь: «Мне очень повезло с бабушкой, потому что я с ней выросла. Ее пример сформировал мой характер.»

По словам Марии, в их семье всегда соблюдались правила, главным из которых была честность — «всегда говорить правду». Она также подчеркивает, что каждый человек должен рассчитывать на себя и трудиться на полную мощность, что, конечно, является важным уроком, полученным от бабушки.

Мария усвоила, что нет слова «не могу», есть только «надо», и что успех — это результат огромного труда.

Юлия Константиновна является для меня и моих сыновей образцом отношения к людям. Ее учения о том, как важно уважать каждого и поддерживать в трудные моменты, запомнились нам навсегда. Я поняла, что быть вежливой, не верить сплетням и соблюдать договоренности - это важнейшие принципы общения. Она всегда говорила: «Учитесь властвовать собой», и это остается для меня самой сложной задачей.

Юлия Константиновна также была превосходным кулинаром. Среди ее лучших творений я выделила бы торты, особенно «Наполеон», ромовый бисквит, ореховый и черемуховый. Мои сыновья помнят и ее безе.

С детства меня окружали рассказы о театре. Я до сих пор помню ее вдохновляющие истории о спектаклях и удачных импровизациях. Возможность гастролировать с ней по городам, как Александров и Рига, а также за границей, например, в Австрии или Нью-Йорке, стала частью моего воспитания. Это не только новые впечатления, но и шанс установить связь с коллегами Юлии Константиновны.

Когда я смотрела ее театральные работы, я всегда испытывала волнение. Образ Лики Мизиновой из спектакля «Насмешливое мое счастье» близок мне как ни один другой, поскольку он объединяет в себе мои лучшие детские воспоминания о ней, хотя сам спектакль я не смогла увидеть.

Каждое воспоминание о Юлии Константиновне прекрасно по-своему. Я чувствую ее поддержку каждый день, даже если она не рядом. Ее рекомендации и мудрость сопровождают меня в жизни.

По материалам: news.rambler.ru