Новая волна в русском балете с Игорем Булыцыным

Авг 4, 2025 / 16:18

Петербургская труппа, не имеющая собственной сцены, стремится вернуть свои корни и развивать уникальный репертуар. Это стремление стало основой для творчества Леонида Якобсона, который возглавил первую в СССР балетную труппу, независимую от оперного театра. Его подход ориентировался на создание оригинальных произведений, что продолжает развивать Андриан Фадеев. При его руководстве сохраняется уважение к классике, но также осуществляется работа над новыми постановками.

В этом контексте Игорь Булыцын, опытный танцовщик и обладатель призов, в том числе «Золотой маски», рассматривается как значимая фигура. Он начал карьеру в «Урал Опера Балет» и с течением времени стал хореографом, экспериментируя в разных театральных проектах. Даже работая ассистентом хореографов, он активно принимал участие в молодежных лабораториях, таких как фестивали Дианы Вишневой, что дало ему ценный опыт.

Новая волна в русском балете с Игорем Булыцыным

Несмотря на более медленный старт в отношениях к собственным постановкам по сравнению с ровесниками, Булыцын в последние годы выпустил несколько одноактных спектаклей. Хотя их качество варьируется, его работы полны амбиций, и он ставит перед собой высокие задачи. Это делает его одним из интересных представителей новой волны хореографов в российском балете.

Через разнообразные постановки, такие как «Танцеметрия» Урал Балета, выпускной спектакль Башкирского хореографического колледжа и балет для открытой сцены Парка Маяковского в Екатеринбурге, стало очевидно, что хореограф Булыцын находит свой стиль, хоть его почерк и не всегда ясен.

Для своего дебюта в Санкт-Петербурге он выбрал музыку Макса Бруха, создав одноактный балет из его «Сюиты для оркестра на русские народные мелодии» и «Шведских танцев», решение, которое показалось неожиданным, учитывая патетичную природу этого композитора, завершившего эру романтизма. Однако новое взаимодействие с музыкой стало основой для этого балета. Вместо привычной хладной сдержанности неоклассиков, Булыцын выбрал трагическую битву, её страсть контрастировала с пастозностью звука Бруха. Поскольку у театра не было собственного оркестра, звучание сопровождалось фонограммой.

Креативным союзником Булыцина выступила художник Альона Пикалова, создавшая сценографию с желтым фоном и светодиодной полосой, подчеркивающую серые трико-скафандры танцовщиков. Хореография оказалась столь же выразительной, сколько и лаконичной: на фоне монохромного движения, которое могло показаться предсказуемым, выявлялись мужские и женские соло, дуэты и трио, формировавшие оригинальные ритмы и воздушные потоки.

Хореография соединяла академизм с простотой уличного танца, что порой создавало дискомфорт для исполнителей. Тем не менее, они уловили атакующую вкрадчивость, отличающую работы Булыцина и во втором спектакле уже не столько боролись с хореографией, сколько радовались свободе в ней.

Таким образом, «Брух. Сюита» стал удачным творческим соединением идей молодого постановщика с амбициозной труппой, устремленной к новым начинаниям. На фоне пробивающегося желания членов труппы выйти из тени известнейших петербургских балетных театров, Театр балета Якобсона подходит к своему 60-летию, сохраняя традиции, заложенные отцом-основателем.

По материалам: rg.ru