Задержание экс-президента Киргизии Алмазбека Атамбаева стало поводом для новых обвинений, связанных с освобождением вора в законе Азиза Батукаева в 2014 году. Батукаев был выпущен из тюрьмы под сомнительным предлогом и был переправлен в Чечню. Киргизские власти надеялись, что с помощью Батукаева смогут контролировать криминальные элементы и исламистов в регионе, однако его действия не оправдали ожиданий, что еще раз подчеркивает проблематику этого решения.
Освобождение Азиза Батукаева до сих пор вызывает недовольство в Киргизии и может использоваться как сильный аргумент против Атамбаева, поскольку его правление связано с этим скандалом.

Азиз Батукаев, родившийся 30 апреля 1966 года в Токмаке, с распадом Советского Союза стал активно участвовать в переделе собственности и к середине 90-х годов уже возглавлял одну из крупнейших бандитских группировок в стране. Его старший брат Алаудин также был вовлечен в криминальные дела. Вокруг Батукаева ходили различные слухи, включая ту информацию, что его первой судимости способствовал Джохар Дудаев.
Одновременно с этим следует отметить, что Атамбаев ушел со своей должности президента без значительных потрясений, но его имидж мог пострадать в свете новейших обвинений.
9 августа 2019 года Батукаев был арестован своим преемником, что вызвало широкий резонанс в криминальных кругах. Банда, к которой принадлежал Батукаев, занималась рэкетом, наркоторговлей и убийствами. На тот момент они контролировали восточную часть Чуйской долины и находились в конфликте с группировкой Рыспека Акматбаева, который имел репутацию «хозяина» Иссык-Куля. Несмотря на свою криминальную деятельность, Батукаев действовал в рамках воровских понятий, в то время как Акматбаев не имел подобного статуса.
В 1995 году братья Батукаевы были осуждены за бандитизм, но следователь, занимающийся их делом, погиб при невыясненных обстоятельствах. Суд итогом процесса счел группу Батукаева не бандой, а виновных лишь в простом вымогательстве. Батукаев был приговорен к пяти годам лишения свободы, а бизнесмен, пострадавший от его действий, оказался под следствием за уклонение от уплаты налогов.
Находясь в тюрьме, Батукаев пользовался всеми удобствами: у него была охрана, телевизор и даже ковры в камере. Его посещал Датико Цихелашвили, вор в законе и куратор региона, который, как сообщалось, собирался добиться от Батукаева соблюдения правил воровских понятий, которые тот, вероятно, нарушал, самовольно присвоив себе статус вора в законе.
Авторитет Батукаева сохранил свое влияние даже после выхода на свободу в 1999 году, что привело к новым переделам власти в Киргизии, сопровождающимся масштабными убийствами.
В мае 2002 года на железнодорожном переезде в Токмаке произошла попытка убийства Батукаева, который в тот момент не находился в автомобиле, однако его ближайший помощник и медицинская сиделка стали жертвами нападения.
В том же году был убит его старший брат Алаудин, погибнув из-за отсутствия охраны. Убийства продолжались, включая гибель зятя Батукаева, Хаваджи Заурбекова, в ноябре 2003 года.
В это время рыспек Акматбаев также понес потери: его племянника убили в Иссык-Куле, а сам он пережил два покушения. С 2002 по 2004 годы убийства стали нормой, затрагивая как криминальные элементы, так и легальных бизнесменов.
В июне 2004 года Батукаев снова оказался за решеткой, на этот раз по обвинению в хранении оружия, хотя он находился в розыске за другие преступления. В заключении его условия жизни были гораздо лучше, чем у обычных заключенных, что подтверждают сотрудники генпрокуратуры, заявляя, что его камера больше напоминала офис.
Батукаев жил в отдельном двухэтажном здании с женой и снохой, держал в колонии трех кобыл и стадо коз для лечения своей язвы желудка, а также разводил бойцовских собак. В его комнате на стенах, как утверждают представители генпрокуратуры, висели флаг Чеченской республики и портреты Аслана Масхадова и Шамиля Басаева.
До 2005 года Батукаев наслаждался привилегиями в тюрьме, но после «тюльпановой» революции власти Киргизии начали борьбу с коррупцией, что и привело к изменениям в условиях его содержания.
В октябре того года в колонии строгого режима (ИК-31) в селе Молдовановка произошли беспорядки, что было обычным делом в Киргизии. Чтобы изучить условия жизни заключенных, в колонию прибыла парламентская комиссия, в состав которой входил Тынычбек Акматбаев — брат Рыспека Акматбаева.
В ходе событий в колонии произошла стрельба, в результате которой был убит помощник депутата и эксперт парламента, а также начальник Главного управления исполнения наказаний Икматулла Полотов. Ответом на этиtragические события стал выход Рыспека Акматбаева с несколькими сотнями сторонников на центральную площадь Бишкека с требованиями наказать виновных и отправить в отставку премьер-министра Феликса Кулова, который, по его мнению, имел связь с Батукаевым.
В августе 2006 года Азиз Батукаев был оправдан по делу об убийстве депутата, но получил 16 лет за незаконное хранение оружия, наркотиков и организацию массовых беспорядков.
В 2008 году ему добавили еще два года за нарушение режима. Его противник, Рыспек, также стал депутатом киргизского парламента, несмотря на то, что Центральная избирательная комиссия временно отказала в регистрации до завершения уголовного дела о тройном убийстве, в котором он был замешан.
В мае 2006 года Акматбаев был убит при выходе из мечети с двумя охранниками. Так же циркулировали слухи о том, что Батукаев был жестоко избит охранниками в тюрьме, что могло привести к утрате рассудка, хотя эти данные не подтвердились.
По альтернативной версии, он сосредоточился на религии и изучал Коран. В некоторых источниках упоминалось о планах киргизского правительства передать Батукаева чеченцам за 1,5 миллиона долларов, и в итоге он действительно оказался в Чечне.
Параллельно в Чечне вновь обратили внимание на воров в законе после событий декабря 2006 года, когда чеченцы напали на криминальных авторитетов Георгия Углаву и Каху Парпалия в одном из столичных ресторанов.
Эти личности имеют значительное влияние в российском преступном мире, а Тахи известен как основатель движения «АУЕ», которое пропагандирует криминальную субкультуру.
Каха Гальский достиг позиции держателя российского воровского общака, что вызвало ответные действия против нападавших. Несколько месяцев спустя один из агрессоров по имени Адлан, который напал на Тахи в ресторане, был убит бейсбольными битами вблизи МГУ.
Эта расправа вызвала гнев среди власти Чечни, где звучали угрозы расправляться с ворами в законе за каждую жертву. Однако некоторые советовали чеченскому руководству проявить сдержанность и наладить отношения с криминальными авторитетами.
Со временем политика Грозного в отношении преступного мира стала более дружелюбной, увеличив количество чеченских воров в законе с 2011 года. Власти стали использовать влияние авторитетов как способ контролировать преступность. Это связано с тем, что контроль над преступным миром становится проще через одного лидера.
Кроме того, воры в законе помогают поддерживать порядок в тюрьмах. Чечня исторически имела небольшое количество воров, и на сегодняшний день их число не превышает десяти. Однако присутствие радикальных исламских идей в местах лишения свободы на Кавказе может стать проблемой, особенно при отсутствии влияния со стороны криминальных авторитетов.
Власти Чечни начали искать подходящую кандидатуру на роль чеченского вора в законе после того, как возникла необходимость в надежном посреднике между криминальным миром и российским государством. В этот момент внимание обратилось на Азиза Батукаева.
10 апреля 2013 года его досрочно освободили из тюрьмы в Киргизии, основываясь на его плохом состоянии здоровья, включая цирроз печени и лейкоз. Представитель омбудсмена Киргизии подтвердил, что диагноз был многократно проверен, и освобождение решалось, чтобы позволить его семье вывезти его на лечение за границу.
Однако фактически Батукаев не отправился на лечение. Вместо этого он был немедленно переправлен в Грозный, несмотря на то, что в его камере были ненадлежащие материалы, включая портреты известных террористов и даже сведения о занятиях наркотиками.
В Грозном Батукаев получил российское гражданство так быстро, что это напоминало случай с французским актером Жераром Депардье. Таким образом, операция по возвращению Батукаева в Чечню завершилась успешно.
В Киргизии же вскоре осознали, что история о его болезни была обманом.
29 апреля 2013 года «Вечерний Бишкек» опубликовал информацию о том, что диагноз криминального авторитета Батукаева, включающий цирроз печени и острый лейкоз, оказался фикцией. Этот вопрос стал предметом расследования депутатской комиссии, которая проверила обстоятельства освобождения Батукаева. Формированная группа медиков подтвердила отсутствие у него онкологии, однако результаты пришли слишком поздно.
29 мая 2013 года комиссия представила отчет парламенту Киргизии, в котором указала на нарушения закона при освобождении Батукаева. Депутаты установили, что чиновники из разных ведомств сговорились, чтобы облегчить его выход из тюрьмы. Они подчеркнули, что без координации Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения и других ведомств Батукаев не мог бы столь быстро получить освобождение и уехать за границу.
По мнению комиссии, суд, принявший решение о его освобождении по состоянию здоровья, проигнорировал некоторые важные обстоятельства, такие как характер преступления и личные характеристики осужденного, что было необходимо учесть. Депутаты также отметили недостаточный надзор прокуратуры в этом вопросе. В связи с этим комиссия рекомендовала отстранить от должностей некоторых представителей силовых структур и судебной системы, а также рассмотреть возможность привлечь к ответственности генерального прокурора Аиду Салянову.
Прокуратура Кыргызстана призвала к возбуждению уголовного дела по обвинению в коррупции в рамках скандального освобождения криминального авторитета Азиза Батукаева.
После требования киргизских властей о выдаче Батукаева, в Чечне против него стартовало уголовное дело за хранение оружия, что привело к его заключению в колонию на три года. Однако, как подтвердили расследования, Батукаев на самом деле не стал лишаться свободы и находился на свободе, что было зафиксировано на многочисленных фотографиях, несмотря на официальные отчеты о его содержании в исправительном учреждении.
Спустя шесть лет, в июне 2019 года, ситуация с Батукаевым вновь оказалась в центре общественного внимания. Первым делом стало задержание бывшего генерального прокурора Аиды Саляновой, обвиняемой в злоупотреблении полномочиями, что привело к её лишению свободы. В дальнейшем в рамках того же дела о противозаконном освобождении стали проводить операции по задержанию врачей и высокопрофильных чиновников, таких как бывший вице-премьер Шамиль Атаханов и экс-министры. Эти личности были обвинены в коррупции и подделке документов.
9 августа МВД Кыргызстана объявило о причастности к освобождению Батукаева также бывшего президента Алмазбека Атамбаева. По версии следствия, именно по его прямому указанию была организована процедура освобождения преступника, которая основывалась на подложном диагнозе о тяжелом состоянии здоровья Батукаева.
Этот скандал может дорого обойтись Атамбаеву, который ранее был арестован в результате операции спецназа. Интересно, что вся операция по освобождению криминального авторитета оказалась неэффективной. Как сообщают источники, влияние Батукаева на криминальные круги оказалось незначительным и ограничивалось в основном чеченской диаспорой, а его личные проблемы с наркотиками помешали ему реально занять главенствующую позицию в преступном мире Чечни.