Увеличение угонов отечественных автомобилей в России

Июл 25, 2025 / 13:11

Владельцам автомобилей отечественного производства следует проявлять осторожность — похищения «нашемарок» стали широко распространённым явлением. Угонщики не перепродают угнанные авто, а разбирают их на комплектующие.

Несмотря на то, что в магазинах нет явного дефицита автозапчастей, данные компании «АльфаСтрахование» показывают, что продукция «АвтоВАЗа» заняла первое место по количеству угонов в России, а общее число угонов транспортных средств увеличилось на 30% с начала года. Это настораживающая тенденция.

Увеличение угонов отечественных автомобилей в России

Кроме «жигулей», авто от ГАЗа и доступные машины Renault, Hyundai и Kia стали популярными мишенями для преступников. Ранее угоняли в основном премиум-автомобили, такие как Toyota Land Cruiser и Mercedes-Benz, но теперь ситуация изменилась — даже народные автомобили оказываются в зоне риска.

По мнению экспертов, основная причина роста числа угонов заключается в том, что автомобили похищают не ради передвижения, а для разборки на запчасти. Этот тренд наблюдался в 90-е годы, и хотя ситуация временно улучшилась, снова возник наружный спрос на запчасти, что привело к активизации криминальных действий. Снова рынок подстроился под потребности, и угон автомобилей стал результатом изменения экономических реалий.

На прилавках автомагазинов можно встретить широкий ассортимент запчастей для автомобилей отечественного производства, таких как «Жигули», «ГАЗели» и «УАЗы». Однако, ситуация с запчастями для иномарок значительно хуже. С февраля 2022 года продукция «АвтоВАЗа» подорожала более чем на 200%, что вызвало резкий рост цен на запчасти, который иногда достигает 400% и более. Это создает проблемы для автолюбителей: многие просто не могут позволить себе новые запчасти из-за высоких цен.

Автомобиль для большинства становится весьма необходимым средством передвижения, так как на общественный транспорт полагаться стало труднее. В крупных городах, таких как Москва, ситуация немного лучше, но и здесь уменьшение числа маршрутов общественного транспорта зачастую вынуждает людей садиться в свои автомобили. Ежегодно статистика показывает сокращение количества маршрутов на 7-10%, что усугубляет и так сложную транспортную ситуацию в регионах, где общественный транспорт зачастую отсутствует.

В этом году наблюдается значительное падение продаж новых автобусов – более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом, и местами недостаток транспорта становится ощутимым. Не лучше обстоит дело и с «скорой помощью» и автопарками полиции: закупки также сократились, и работоспособность этих служб поддерживается лишь на пределе возможностей. В условиях растущих цен и недоступности запчастей ситуация с транспортом продолжает ухудшаться, и людям становится все сложнее добираться до работы и решать свои повседневные дела.

Покупательная способность граждан Российской Федерации стремительно сокращается, что приводит к росту спроса на недорогие запчасти для отечественных автомобилей и бюджетных иномарок. В ситуации углубляющегося имущественного расслоения, богатые продолжают оставаться состоятельными, тогда как бедные становятся еще более уязвимыми.

Владельцы новых автомобилей, таких как «Mercedes», скорее предпочитают приобретать новые запчасти, чем б/у варианты, так как у них достаточно средств для этого. По данным Росстата на 2024 год, 10% самых бедных граждан получают лишь 2% общего объема доходов, в то время как 10% самых обеспеченных контролируют 30% всех финансовых ресурсов.

Среднедушевой денежный доход, по официальным данным, составляет 63,083 рубля в месяц. Распределение доходов показывает, что около 5-7% россиян владеют практически 90% национального богатства. При этом в стране наблюдается общее падение доходов, включая тех, кто принадлежит к зажиточным слоям населения, что не мешает им наращивать свои расходы.

В условиях повышения налогов и снижения жизненного уровня, население пытается свести концы с концами, а новые автомобили продолжают оставаться недоступными для многих. Бизнес, в свою очередь, не спешит снижать цены на новые автомобили, даже несмотря на прирост стратегического запаса легковушек, который уже превышает миллион единиц.

В результате некоторые новые автомобили становятся доступны лишь гастарбайтерам, оставляя многих россиян за бортом автомобилей, которые когда-то могли бы приобрести.

В России стоимость запчастей и автомобилей значительно выше, чем в других странах, что делает ремонт старых машин настоящим вызовом для многих автовладельцев. Люди вынуждены продолжать эксплуатацию устаревших автомобилей, так как новые запчасти стоят слишком дорого, что создает высокий спрос на вторичном рынке. В этой ситуации назревает криминальная угроза, особенно с учетом статистики угонов, которая не выглядит обнадеживающей.

По оценкам, реальное количество краж может быть в два с половиной раза выше официальных данных. Государственные органы не спешат реагировать на эту угрозу, игнорируя проблемы простых людей, которые далеки от их политики. Заметно, что этнические преступные группировки, специализирующиеся на угоне автомобилей, активно действуют, но власть предпочитает этот вопрос не трогать.

Ситуация напоминает «лихие 90-е», когда автовладельцы были вынуждены устанавливать сигнализации и другие противоугонные устройства. Безопасность личного транспорта становится важнее, чем когда-либо.

По материалам: svpressa.ru