«Вы, танкисты никчемные! Напялили шлемы по самое уши и не услышали ничего!» — ругал адмирал капитана советской подводной лодки, которую только что переехал американский авианосец. Череда недочетов превратила обычную разведывательную операцию в смешную аварию, в результате которой подлодку пришлось буксировать в порт.
О причинах того, почему подводники не заметили огромный авианосец, и о судьбе кораблей после столкновения, расскажет материал Газеты.Ru. В марте 1984 года американский авианосец USS Kitty Hawk находился в северо-западной части Тихого океана вместе с восьмеркой кораблей сопровождения.
Вместе с корейскими союзниками флот США должен был войти в Японское море, у берегов которого расположен Владивосток, и принять участие в учениях Team Spirit-84. В 1983-1984 годах напряженность времен Холодной войны достигла максимума с времен Хрущева и Кеннеди, и поэтому СССР не мог не обратить внимание на крупные учения у своих берегов, хотя они и не носили прямую угрозу.
Поэтому торпедной атомной подводной лодке К-314 было поручено вести наблюдение: во-первых, для тренировки, во-вторых, чтобы выяснить американскую тактику и методы действий. «Мы готовились к дальнему плаванию в Индийский океан с заходом в порт вьетнамского Камраня, а затем в Сомали. На полигоне боевой подготовки получаю радиосообщение: «Подготовить подводную лодку для длительного слежения за авианосной ударной группой США». Я надеялся, что командование передумает — ведь мы еще не до конца отработаны — и на слежение отправят 'ревущую корову', подводную лодку проекта 627. Но командир нашей 26-й дивизии, контр-адмирал Белоусов был непреклонен: «Вы пойдете!» 'Ревущая корова' — это ироническое прозвище слишком шумных советских подводных лодок.
Однако судно К-314 также не производило погрузочного шума, и поэтому когда 14 марта лодка начала отслеживать учения с помощью гидролокатора, американские моряки заметили ее и начали контрогон. В течение следующей недели авианосная удавалось время от времени ускользнуть от преследователей, однако К-314 всегда ее догоняла снова.
21 марта авианосец еще раз скрылся за островами, и только вечером гидроакустика на подлодке смогла зафиксировать шум винтов на расстоянии около 20 километров. В 22:10 судно всплыло на перископную глубину, чтобы поднять антенны для следующего сеанса связи с базой. В это же время капитан начал осматривать горизонт через перископ и внезапно увидел в 4-6 километрах огромное количество огней. Все это указывало на то, что это была целая ударная группа, которая двигалась прямо навстречу К-314.
"Погружение!" - приказал Евсеенко. Внезапно по судну пронесся огромный удар, от чего оно накренилось на 20 градусов и затем вернулось в исходное положение. Давление в гидравлической системе упало до нуля, и капитан первым делом подумал, что корабль задел их за корму и пробил наружный корпус. Кажется, основной корпус не пострадал, ведь иначе отсеки уже бы затопило. Внезапно лодка получила второй удар, но снова без проникновения воды. "Видимо, авианосец просто проскочил над нами, а второе столкновение пришлось на винт", - подумал Евсеенко.
В это время капитан судна Kitty Hawk Дэвид Роджерс находился на мостике и следил за работой радаров, когда гигантское судно внезапно задрожало. Американцы сразу поняли, что произошло: они наблюдали за лодкой, но потеряли гидроакустический контакт с ней два часа назад, так как им было приказано двигаться на юг, в Желтое море.
Два поисковых вертолета были немедленно отправлены с борта, согласно закону США, обязывающему предоставлять помощь в случае бедствия морякам, независимо от их гражданства или профессии.
На подлодке К-314 в это время проводилась оценка ущерба. Перископы и антенны поднимались по одному, указывая на целость рубки. Однако скорость начала резко снижаться, и из кормового отсека поступило сообщение о неисправности приводного вала, соединяющего турбину с винтом.
Подлодочники попытались переключиться на вспомогательные линии вала, но они начали перегреваться, что подтвердило необходимость всплытия и подачи сигнала бедствия. "Столкнулся с неизвестным объектом. Потерял ход", - доложил капитан.
"На помощь прибыл АСС 'Машук' для буксировки в базу. На борту - замкомандующий Тихоокеанским флотом", - пришел ответ.
Первым к подлодке подошел не буксир, а советский противолодочный корабль, чьи моряки осмотрели повреждения снаружи. Выяснилось, что столкновение с авианосцем повредило гребной винт, а его вал почти полностью вышел из крепления. 'Счастье, что он держался, не лопнул и не упал в пучину, унеся с собой тонны бронзы. Сколько ценного металла для Родины мы сохраняли!', - вздыхал Евсеенко.
Прибыв на место, 'Машук' взял лодку на буксир и понес ее в базу в бухте Павловского под Владивостоком.
'Американские самолеты облетали нас, и фрегат типа Knox сопровождал нас до территориальных вод СССР. Вертолет прилетал, сбрасывал гидроакустические буи, которые регистрировали звуки нашего турбогенератора. Мы не стали их поднимать, так как обнаружили, что американцы начали устанавливать на них самоуничтожающиеся устройства; нам не нужно было дополнительных проблем с этими буями', - вспоминал Евсеенко.
Корабль Kitty Hawk получил пробоину в днище в районе цистерн с авиакеросином, что привело к разливу топлива. Это событие требовало проведения ремонта в доке, однако не представляло большой угрозы для безопасности корабля, и он смог добраться до базы без проблем.
После инцидента капитану Евсеенко поступило недовольное сообщение от заместителя командующего флотом, который выразил свою ярость по поводу того, что экипаж не заметил приближающийся авианосец. Адмирал считал, что такое недоразумение могло произойти лишь в случае, если оператор гидролокатора был недействителен или не внимателен.
Представители Пентагона критически не оценили поведение капитана. Они предположили, что лодка находилась в слепой зоне гидролокатора из-за шума собственных винтов авианосца, что не позволило экипажу своевременно заметить его. Тем не менее, капитан был объявлен виновным в столкновении из-за отсутствия навигационных огней на субмарине, что является нарушением международных правил.
Однако в ходе расследования выяснилось, что причиной аварии стало неправильное определение экипажем типа гидрологии в районе происшествия. Они не знали, что хорошая слышимость возможна только на 30 метрах, в то время как правила требовали нахождения на безопасной глубине в 50 метров. Это объясняло невозможность увидеть или услышать авианосец. После всплытия субмарины капитан не мог видеть навигационные огни Kitty Hawk из-за близкого расстояния и высоты борта.
В результате капитан Евсеенко был снят с командования и переведен на службу на берег. Его друзья шутили на тему того, что стоит пригласить командира авианосца в гости в Америку, чтобы посмотреть, что у них там так интересного.
Капитан шутил: «Дураков нет, он мне потом такой счет выставит!»
Вопросы возникли по поводу командира авианосца Kitty Hawk, который упустил советскую субмарину из виду. Пентагон заявил, что не имеет претензий к командиру: «Если бы это была военная ситуация, подводная лодка никогда не оказалась бы в центре боевой группы. В мирное время наблюдение за субмаринами не требуется».
Советское командование согласилось с версией США, что авария произошла из-за небрежности капитана. Однако бывший моряк Дэвид Хорнбакл высказал предположение, что столкновение могло быть преднамеренным: «Советские командиры всегда были более безрассудными. Капитан мог планировать вывести лодку на поверхность в качестве жеста». Хорнбакл считает, что капитан решил, что расположение лодки идеальное и приказал всплыть, но гидролокация в Японском море сложна.
Евсеенко не знал, что авианосец сменил маршрут. Независимо от вины, Евсеенко с тех пор не выходил в море. Авианосец Kitty Hawk был починен и выведен из состава флота в 2009 году. Советская субмарина K-314 также была восстановлена, но в 1986 году произошла серьезная авария, после чего ее списали и отправили на утилизацию в 2011 году.