В среду группа компаний «Оборонлогистика», владелец сухогруза Ursa Major, сообщила, что причиной крушения стало террористическое нападение. Экипаж судна зафиксировал три последовательных взрыва на правом борту 23 декабря 2024 года, которые привели к резкому крену на 25 градусов и затоплению судовых помещений.
Из 16 членов экипажа удалось спасти 14, их доставили в порт Картахены, о чем ранее информировал МИД. В компании отметили, что Ursa Major не был перегружен: его грузоподъемность составляет 9,5 тыс. тонн, а вес фактического груза не превышал 806 тонн. Судно перевозило два портальных крана для портовой инфраструктуры Владивостока, а также дополнительное оборудование и контейнеры.

Ursa Major, построенное в 2009 году, ранее носило название «Спарта» и осуществляло множество международных рейсов. Длина судна составляет 142 метра, ширина – 23 метра, осадка – семь метров.
«Оборонлогистика» занимается перевозкой грузов в интересах Минобороны РФ и находится под санкциями США с 2022 года. По данным испанских СМИ, Ursa Major вышел из Петербурга под российским флагом примерно две недели назад и направлялся в порт Владивостока, где должен был прибыть 22 января.
Сухогруз «Ursa Major» потерпел крушение в Средиземном море, пройдя через Гибралтарский пролив. Первый сигнал о бедствии поступил в понедельник утром, когда судно накренилось, и экипаж спустил спасательную шлюпку в воду. По предварительным данным, причиной крушения мог стать взрыв в машинном отделении, о чем ранее сообщали в ситуации-кризисном центре МИД России.
На место происшествия прибыли несколько судов для помощи, а позже их поддержали испанское спасательное судно «Clara Campoamor» и патрульный катер ВМС Испании. В поисковых операциях также участвовали дежурные смены департамента Ситуационно-кризисного центра МИД РФ и Минтранса.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ, касающейся нарушения правил безопасности на водном транспорте, повлекшего гибель нескольких человек.
За несколько часов до трагедии Главное разведывательное управление Украины объявило, что «Ursa Major» якобы направлялось в Сирию для вывоза российского оружия. В то же время судно имело технические неполадки у берегов Португалии, однако экипаж сумел их устранить и продолжил движение.
Представитель ВМС Украины Дмитрий Плетенчук охарактеризовал ситуацию как «системные проблемы» России в управлении флотом, но не прокомментировал возможности участия Украины в инциденте.
Экспертное сообщество считает, что недавняя атака на сухогруз «Ursa Major» приносит пользу Украине и странам НАТО. Депутат Госдумы и бывший военно-морской офицер Андрей Колесник высказал мнение, что среди участников операции могли быть немецкие или итальянские водолазы, а также американские и британские специалисты. Он упомянул, что в Украине, в Очакове, располагаются соответствующие ресурсы, что облегчает возможность доставки пловцов к месту атаки.
По мнению Колесника, данное событие может знаменовать новый виток террористической активности в морской сфере, поскольку становится возможным нападение на гражданские суда. Важным шагом для выяснения деталей происшествия будет осмотр затонувшего сухогруза. Владелец судна сообщил, что для исследования можно использовать герметичные видеокамеры, которые позволят оценить характер повреждений, не прибегая к глубоководным аппаратам.
Что касается предположений о механизме атаки, Колесник не исключает использование магнитных мин, которые могли быть закреплены на корпусе во время стоянки судна или его дрейфа. Он указал на то, что взрывы произошли в Средиземном море на значительной глубине, что усложняет поиски судна. Команда судна сообщила о трех последовательных взрывах, что указывает на возможное внешнее воздействие — если бы произошел взрыв энергетической установки, интервалы между взрывами отсутствовали бы.
Специалист также описал, как может действовать магнитная мина: они могут срабатывать по гидроакустике или быть оснащены временным детонатором, что исключает шансы на выживание для судна, особенно с учетом его груза. При этом для устранения таких мин владельцу судна придется вырезать часть корпуса, так как эти устройства обычно невозможно извлечь.
Колесник также прокомментировал судьбу двух членов экипажа, которые считаются пропавшими без вести, предполагая, что они, вероятно, находились в машинном отделении. Его слова о том, что остальным членам команды удалось спастись, подчеркивают высокую степень готовности к борьбе за живучесть судна.