Кризис угонов автотранспорта в России

Июн 24, 2025 / 20:24

Владельцам российских автомобилей в настоящее время следует быть особенно внимательными — угонщики начали активно интересоваться «нашими» марками. Угоняемые машины, как правило, не перепродаются, а разбираются на комплектующие. Эта тенденция наблюдается, несмотря на кажущееся изобилие автозапчастей в магазинах.

По данным компании «АльфаСтрахование», продукция «АвтоВАЗа» занимает первое место по количеству угонов в России, а общее число краж транспортных средств с начала года увеличилось на 30%. Среди наиболее угоняемых моделей также оказались авто от ГАЗа и недорогие легковушки таких брендов, как Renault, Hyundai и Kia.

Кризис угонов автотранспорта в России

Интересно, что ранее предпочтение угонщиков было отдано престижным иномаркам, как «Toyota Land Cruiser» или «Mercedes», в то время как владельцы «народных» автомобилей не беспокоились о безопасности своих машин. Однако сейчас спрос на доступные модели вырос.

Эксперты указывают, что большинство угонов происходит не для личного использования, а из-за необходимости разбирать машины на запчасти. Это схоже с ситуацией 90-х, когда угонщики стремились удовлетворить спрос на запчасти. Таким образом, криминал адаптировался под экономические условия, и неудовлетворённый спрос снова приводит к росту угонов.

В магазинах автозапчастей можно встретить разнообразные предложения, особенно в отношении деталей для российских автомобилей. В отличие от иностранной техники, запчасти к «Жигулям», ГАЗелям, «Волгам» и УАЗам доступны в большом количестве. Однако резкое увеличение цен на продукцию «АвтоВАЗа» и другие производственные компании в России, начавшееся с февраля 2022 года, привело к удорожанию более чем на 200%.

В результате стоимость запчастей возросла на 300-400% и более, что затрудняет их покупку для многих водителей. Проблема заключается в том, что многие люди не могут позволить себе новые детали для автомобилей, несмотря на то, что личный транспорт становится необходимым. Для поездок на работу, в магазин и для других нужд автомобили остаются основным средством передвижения, особенно в городах, где нет метро.

Ситуация усугубляется тем, что количество автобусных маршрутов и электричек ежегодно сокращается примерно на 7-10%. В результате, поездки на общественном транспорте становятся всё более неудобными. В этом году продажи новых автобусов снизились вдвое по сравнению с предыдущими годами, и многие маршруты вообще не обслуживаются. Аналогичная ситуация наблюдается и с медицинскими и полицейскими автомобилями, где закупки также сократились.

Это всё приводит к ухудшению транспортной инфраструктуры, из-за чего жителям становится всё сложнее добираться до мест назначения.

Покупательная способность граждан России продолжает быстро снижаться, что ведет к росту спроса на недорогие запчасти для отечественных автомобилей и бюджетных иномарок.

Угонов дорогих иномарок не стало меньше, однако на фоне растущего имущественного расслоения в обществе владельцы таких машин не стремятся экономить на запчастях, предпочитая новые детали.

Согласно статистике, по итогам 2024 года на 10% бедных граждан приходилось всего 2% общего объема доходов, в то время как 10% наиболее обеспеченного населения контролировали 30% всех доходов.

Номинальный средний доход в стране составил 63 083 рубля в месяц, однако более 5% россиян владеют около 90% национального богатства.

Несмотря на общий спад доходов, богатые продолжают тратить, их аппетиты растут, а население всё быстрее беднеет. В результате этого на складах накапливаются автомобили, при этом бизнес не спешит снижать цены на новые машины.

Тем временем, гастарбайтеры уже могут позволить себе автомобили, которые недоступны большинству россиян. Таким образом, ситуация на автомобильном рынке остается напряженной, и потребление автомобильной продукции требует нового подхода, учитывающего реальное положение дел в экономике.

В России проблемы с автомобилями становятся все более актуальными. Люди вынуждены ремонтировать старые машины, такие как «жигули» и другие бюджетные модели, так как на новые запчасти часто просто не хватает денег. Таким образом, на вторичном рынке растет спрос на детали, что приводит к увеличению преступности.

Статистика угонов автомобилей уже зафиксирована, и, по сведениям, реальный рост краж достигает минимум 2,5 раз. Правительство, однако, не проявляет достаточной реактивности на эту проблему, игнорируя тревожные сигналы, хотя о массовых угонах известно, что ими занимаются в основном этнические преступные группировки. Проблема заключается в том, что правоохранительные органы не проявляют должной активности в борьбе с этой преступностью.

Все это напоминает «лихие 90-е», когда владельцы автомобилей были вынуждены устанавливать различные противоугонные системы, включая сигнализации и механизмы блокировки.

По материалам: svpressa.ru