В России рассматривается законопроект о введении предельных торговых наценок на ряд продовольственных товаров, потребляемых ежедневно. Этот документ был зарегистрирован в Госдуме и получил предварительное одобрение комитета по аграрным вопросам.
Хотя правительство отметило необходимость доработки законопроекта, его оценка все же позитивная, что создает возможность для его принятия в будущем. Суть инициативы заключается в установлении лимитов на наценки для социально значимых продуктов.

Для примера, в 2024 году цена литра молока на животноводческих хозяйствах составит 22-29 рублей, однако в магазинах это же молоко будет стоить уже 75-103 рубля за литр. Такой значительный разрыв в ценах негативно сказывается на материальном положении малоимущих семей, для которых до 50% бюджета уходит на необходимые продукты.
Авторы законопроекта утверждают, что предельные наценки могут снизить цену литра молока в розницу до примерно 44 рублей. В перечень продуктов, на которые могут быть установлены ограничения, входят говядина, свинина, баранина, куры и мороженая неразделанная рыба.
Юрист Егор Фёдоров отметил, что в России уже применяются механизмы госрегулирования цен на такие товары, что подчеркивает важность этой инициативы.
В 2010 году Правительство РФ издало постановление № 53, в котором были установлены правила определения максимальных розничных цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости.
Эти правила претерпели изменения спустя десять лет и до сих пор действуют. Суть заключается в том, что предельные цены могут быть установлены для одного или нескольких регионов, если в течение 60 дней подряд наблюдается рост цен на отдельные продукты свыше 10%, игнорируя сезонные колебания. Установленные цены могут действовать не более 90 дней.
Перечень товаров, охватываемый этим положением, совпадает с ранее предложенным списком. Однако существуют значительные различия в подходах. Авторы нового законопроекта предлагают постоянное применение предельных наценок, основываясь на ценах производителей, а не на текущей ситуации с ценами.
Это вызывает вопросы по поводу эффективности ранней версии постановления, так как трудно контролировать рост цен и избежать манипуляций. Например, некоторые продавцы могли намеренно занижать цены на один вид картофеля, чтобы избежать ограничения и повышать цены на другие сорта.
В связи с этим юрист считает, что новый механизм из законопроекта более реалистичен и применим на практике.
Вопросы о целесообразности установления предельных наценок на социально значимые товары активно обсуждаются. Одним из основных моментов является зависимость этих наценок от цен производителей.
Существует серьезная озабоченность по поводу справедливости установленных 5% и 15%, а также о том, как они соотносятся с реальными затратами оптовиков и розницы. Кандидат экономических наук Михаил Беляев отмечает, что предложенная система наценок имеет явные недостатки и, скорее всего, приведет к негативным последствиям, включая возможный дефицит товара из-за нежелания продавать его по фиксированным ценам.
Зафиксированные наценки могут также способствовать развитию «теневого» рынка, где товары будут продаваться по завышенным ценам.
Правительство Российской Федерации также выразило озабоченность по поводу возможного создания теневого рынка и неравномерного распределения товаров между регионами. Беляев считает, что вместо установления предельных цен следует сосредоточиться на контроле за аппетитами продавцов и оптовиков, что должно возложить на антимонопольную службу.
Это позволит компенсировать растущие расходы производителей, оптовиков и розницы в условиях высокой инфляции, а не торговать по стандартным, но неэффективным правилам.
По словам экономиста, попытки регулирования в таком виде, какой они предложены, не приведут к желаемым результатам. Он подчеркивает, что даже отражение в правительственном отзыве необходимости доработки законопроекта указывает на его ненадежность и перспективу долгих доработок.
Вероятнее всего, реально доступные цены на продукты, такие как молоко, не появятся в ближайшее время, несмотря на уверения инициаторов.
В долгосрочной перспективе важно находить эффективные механизмы управления рынком, которые учли бы интересы всех участников, а не ограничивались бы фиксацией цен.