В России требуется ужесточить наказания за вождение в нетрезвом виде и ввести пожизненную ответственность для снижения потребления алкоголя. Об этом заявил Владимир Соколов, председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов». Он отметил, что существующее законодательство является недостаточно строгим.
В случаях ДТП, когда виновник обязан обеспечивать детей пострадавшего, это рассматривается как серьезное наказание, однако Соколов считает, что такие случаи должны чаще обсуждаться в СМИ, чтобы информировать общество о реальных последствиях. Многие не осведомлены о том, какое наказание ожидает человека, сбившего, к примеру, ребенка, что становится ощутимой проблемой: слишком часто подписываются соглашения, где жертва не имеет претензий. Такие случаи не должны быть нормой, подчеркивает он.
![Ужесточение наказаний за вождение в нетрезвом виде в России](/images/02/13/256293.jpg)
Эксперт Иван Соловьев также высказал мнение о необходимости повышения штрафов за нарушения ПДД, подчеркивая, что это может способствовать предотвращению дальнейших ДТП. По его данным, в 2023 году число аварий в России возросло на 4,5%, что подчеркивает необходимость принятия мер.
Кроме того, ГИБДД планирует упростить процесс оформления документов для водителей, задержанных за вождение в состоянии алкогольного опьянения, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на инспекторов. Все эти меры направлены на улучшение ситуации на дорогах и предупреждение несчастных случаев.
Сотрудники дорожной полиции России сейчас сталкиваются с необходимостью составления от трех до пяти процессуальных документов при задержании водителей за вождение в нетрезвом состоянии.
Чтобы упростить эту процедуру, Министерство внутренних дел разработало законопроект, который предполагает изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Анализ существующего регламента показал, что некоторые документы, такие как протоколы об отстранении от управления и о задержании транспортного средства, часто являются избыточными.
Проект поправок позволит инспекторам ГИБДД не оформлять эти документы отдельно, а ограничиваться отметками в других процессуальных документах.
Это существенно сократит время на оформление правонарушений и оптимизирует работу инспекторов.
Также стоит отметить, что с 2022 года количество автомобилистов, у которых конфисковали транспортные средства за управление в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось в десять раз.
По данным судебной статистики «Коммерсантъ», рост конфискаций начался после вступления в силу поправок к Уголовному кодексу в июле 2022 года.
Эти изменения касаются конфискации машин за повторные случаи вождения в пьяном виде, отсутствие водительских прав, а также за грубые нарушения правил дорожного движения.
Так, если в конечном отчете второго полугодия 2022 года было конфисковано 614 автомобилей, то к первому полугодию 2024 года это число возросло до 5800.
В России статистика по конфискации автомобилей показывает, что наибольшее количество изъятий связано с вождением в состоянии алкогольного опьянения. Согласно данным Верховного суда, с 2022 по 2024 год за это нарушение конфисковали более 12 тысяч транспортных средств, включая машины и мотоциклы, у водителей, повторно пойманных за рулем в нетрезвом состоянии.
Например, в Одинцовском районе в марте 2024 года сотрудники ГИБДД остановили водителя, который уже имел подобные правонарушения. В результате ему не только запретили управлять автомобилем на два года, но и назначили 260 часов обязательных работ, а также конфисковали его машину.
Конфискация автомобилей за подобные нарушения стала практиковаться с момента принятия соответствующей нормы в 2022 году. Ранее автомобили не могли считаться орудием преступления, если не было злонамеренного наезда.
Однако после признания вождения в нетрезвом состоянии уголовным преступлением, этот факт стал основанием для изъятия транспортного средства. В Уголовном кодексе была внесена специальная норма, касающаяся конфискации, что также оказало влияние на другие статьи, относящиеся к лишению водительских прав.
В новом кодексе добавлена статья, касающаяся наказаний за повторное управление транспортным средством без прав для лиц, лишенных их. Судьи обязаны отбирать автомобили у нарушителей, так как по закону конфискация является обязательной мерой.
К примеру, водитель, проехавший на красный сигнал светофора, получает штраф в размере 1,5 тысячи рублей и считается подвергнутым наказанию в течение года. Если в этот год он повторит нарушение, сумма штрафа возрастает до 7,5 тысячи рублей, и возможно лишение прав на срок до полугода.
В случае, если лишенный прав водитель снова нарушит правила, его накажут по части 2 статьи 12.7 КоАП с возможным штрафом в 30 тысяч рублей или арестом до 15 суток. При повторном нарушении в течение года последует еще более суровое наказание согласно части 4 статьи 12.7: штраф от 50 до 100 тысяч рублей или обязательные работы от 150 до 200 часов.
Если же нарушитель еще раз окажется за рулем без прав, ему грозит уголовная ответственность с конфискацией транспортного средства.
С нетрезвыми водителями ситуация также строго регламентирована. За первое нарушение, например, управление в состоянии опьянения или отказ от медосвидетельствования, предусмотрен штраф в 45 тысяч рублей и лишение прав на срок от полутора до двух лет.
Если в течение этого срока или в течение года после возврата прав такой водитель снова попадется за рулем в нетрезвом состоянии, он столкнется с уголовной ответственностью и конфискацией автомобиля.
Такие изменения в законодательстве направлены на ужесточение контроля и исключение повторных нарушений правил дорожного движения.
Конституционный суд уточнил, что конфискация автомобиля является обязательной мерой при принятии решения, оставляя судьям отсутствие выбора.
Авто отбирается в пользу государства, даже если формально принадлежит другому лицу или находится в залоге.
Все обсуждения по этому поводу не изменяют сути: машина будет конфискована, а ее собственник должен будет самостоятельно решать вопросы с кредитами и залогами.
Если нарушитель использовал автомобиль на основании доверенности, суд должен будет доказать его регулярное использование, иначе машина также будет изъята.
Сложности также возникают в случае совместной собственности (например, у супругов).
В таком случае автомобиль всё равно передается государству, а виновник возмещает половину стоимости пострадавшему сособственнику.
В ситуациях, когда судебные разбирательства затягиваются, и авто успевает сменить владельца, новое лицо не подвергается конфискации.
Однако осужденный будет обязан выплатить в казну стоимость автомобиля, что подтверждает серьезные последствия за нарушение закона.