Упрощение отчетности для НКО в законопроекте правительства

Мар 10, 2025 / 05:21

Правительство внесло законопроект в Госдуму, целью которого является упрощение отчетности для благотворительных, волонтерских и социально ориентированных НКО.

В соответствии с пояснительной запиской, организации будут обязаны подавать отчеты в формах, утвержденных Министерством юстиции и Федеральной службой государственной статистики.

Упрощение отчетности для НКО в законопроекте правительства

Предполагается, что НКО смогут предоставлять отчетность исключительно в электронном формате через специальный информационный ресурс, что должно помочь снизить административную нагрузку.

При этом они больше не будут делать отдельные отчеты для Росстата, так как необходимые данные будут получены через межведомственное взаимодействие.

Ежегодно до середины апреля все НКО обязаны представлять отчеты в государственные органы, такие как Минюст России и Росстат.

Руководитель корпоративной практики юридической компании ЭБР Теона Бахия пояснила, что НКО могут отправлять отчеты по почте с описью вложений или размещать их на ресурсе Минюста.

Кроме того, в случае принятия законопроекта НКО не будут обязаны публиковать свои отчетности в интернете или в СМИ.

Тем не менее, информация, размещенная на информационном ресурсе, будет доступна всем желающим.

Электронный документооборот (ЭДО) активно внедряется; Теона Бахия отметила, что с 2022 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели должны представлять статическую отчетность в Росстат только в электронном виде, а с 2021 года ФНС принимает годовую бухгалтерскую отчетность и декларации по НДС также только в электронном формате.

Расчеты по страховым взносам касаются только тех компаний или ИП, где работает менее 10 человек.

С каждым годом доля электронного документооборота растет, что соответствует курсу государства на цифровизацию экономики. Экспертная оценка, озвученная на Всероссийском форуме ЭДО 2022, показывает, что годовая экономия от цифровизации документооборота в России составляет 3 млрд рублей.

Данный подход способствует повышению прозрачности и открытости деятельности компаний и ИП, а также снижает административную нагрузку и организационные издержки, как отметила Теона Бахия.

Однако, несмотря на положительное восприятие ЭДО, некоторые специалисты рекомендуют сохранить бумажный документооборот для подстраховки. Арсений Соловьев, юрист практики разрешения споров Versus.legal, напомнил о сбое в системе ГАС «Правосудие», который длился месяц в октябре 2024 года.

Он указал на то, что отсутствие альтернатив цифровым сервисам в случае их неисправности может затруднить защиту прав граждан, что является серьезной проблемой.

По материалам: news.rambler.ru