В Санкт-Петербургском городском суде начались судебные разбирательства по иску группы градозащитников, поданному в конце прошлого года к комитету по охране памятников.
Истцы требуют признать недействующим приказ КГИОП, который исключает из перечня выявленных объектов наследия четыре корпуса складов Кокоревых на Лиговском проспекте, 50.
Эти здания находятся в зоне предусмотренного строительства терминала скоростной железной дороги Петербург — Москва.
Проект данного терминала был представлен в августе 2024 года на Градостроительном совете, где он получил одобрение.
В иске указано, что активисты узнали через СМИ о возможном сносе четырех корпусов, тогда как на самом заседании Градсовета утверждалось, что склады Кокоревых будут подвержены реконструкции, при этом их.
В связи с капитальным ремонтом и реконструкцией 12 корпусов по адресу, позволяется демонтаж отдельных конструкций, если это необходимо для сохранения здания.
Это касается также семи зданий на Лиговском проспекте и одного в Транспортном переулке.
Указанные строения расположены на территории, где ранее находилась шоколадно-бисквитная фабрика, впоследствии переоборудованная под завод лимонной кислоты.
Здесь планируется создать новую технологическую площадь с автостоянками для посадки и высадки пассажиров.
Первоначально проектировали разместить все необходимое на территории складов Кокоревых с меньшими масштабами сносов, однако, в итоге было решено снести менее ценные здания фабрики.
Этот шаг стал компромиссом с градозащитниками, учитывая, что склады Кокоревых ранее охранялись как памятники архитектуры с их внесением в список объектов наследия в 2001 году.
Однако в 2005 году они были исключены из этого списка по приказу КГИОП, о чем активисты узнали лишь через СМИ после заседания Градсовета.
Вопрос о судьбе складов Кокоревых остается предметом заботы среди градозащитников.
В центре судебного разбирательства оказались четыре корпуса, которые были исключены из реестра объектов культурного наследия. Истцы утверждают, что данное исключение нарушает их права на сохранность памятников и доступ к ним.
Они считают, что при исключении не была проведена обязательная историко-культурная экспертиза. В связи с этим истцы положение о незаконности приказа.
Один из истцов, Олег Мухин, поделился своим мнением о проекте новой вокзальной площади, заявив, что от складов останется лишь малое количество следов. По его словам, сохранение уникальной атмосферы этого района крайне важно, и развитие не требует каких-либо особых усилий, так как оно уже происходит органично.
Мухин упомянул, что в данной локации образовался своеобразный «андеграундный кластер» с различными культурными клубами. Что касается самого вокзального проекта, градозащитник сомневается в его успешной реализации, указывая на негативный опыт строительства торгового комплекса «Галерея», который замещал историческую застройку в 1990-е годы.
В результате таких проектов часто исчезают культурные объекты, что вызывает обеспокоенность у защитников наследия.
Олег Мухин высказывает мнение о том, что склады Кокоревых могут быть снесены, однако это не приведет к строительству нового вокзала, и территория в итоге может быть предложена на продажу.
Дмитрий Некрестьянов, партнер и руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ "Качкин и партнёры", комментирует, что текущее исковое заявление не имеет достаточной обоснованности для удовлетворения, но истцы могут его уточнить.
Спор сосредоточен на наличии историко-культурной экспертизы и соблюдении процедуры принятия нормативного акта. По мнению Анны Быковской из Rightmark Group, перспектива этого спора осложняется давностью оспариваемого акта.
В соответствии с федеральным законом "Об объектах культурного наследия", для включения памятника в реестр или его исключения требуется проведение историко-культурной экспертизы. Без этой экспертизы исключение здания из списка охраняемых объектов может быть расценено как неправомерное.
Однако, учитывая, что оспариваемый приказ был издан в 2005 году, определение его правомерности может вызвать трудности. Юрист отмечает, что хотя Кодекс об административном судопроизводстве не устанавливает сроков обжалования нормативно-правовых актов, суду предстоит оценивать соответствие приказа законодательным требованиям, действовавшим на момент его принятия.
В декабре ТАСС сообщил, что запуск пассажирского движения по скоростной железной дороге между Москвой и Петербургом запланирован на 2028 год, и в настоящее время проводятся подготовки.
Получено положительное заключение Главгосэкспертизы по проекту входа магистрали в Санкт-Петербург. Протяженность нового маршрута составит около 680 км, а время в пути планируется сократить до 2 часов 15 минут.
В Петербурге на Лиговском проспекте, где будет расположен терминал, также намечено строительство новых станций метро, включая второй выход.