В Европейском Союзе состоялись слушания по делам пяти российских бизнесменов, оспаривающих наложенные на них санкции. Это событие стало первой попыткой сформулировать четкие критерии для снятия бизнесменов с санкционных списков.
В ходе процесса, проводимого в Высшем суде Евросоюза, обсуждался ключевой вопрос: каким образом российские бизнесмены могут утвердительно повлиять на решение Совета ЕС о снятии санкций. Представитель совета отметил, что для этого предприниматели должны «выйти из российской экономики», что подразумевает продажу их долей в российских компаниях без реинвестирования в другие российские проекты.

Примечательно, что рассматриваются апелляции таких бизнесменов, как Дмитрий Пумпянский и Виктор Рашников, которым ранее было отказано в снятии санкций.
Юрист Юрий Шумилов подчеркнул, что рассматриваемые дела являются пилотными и могут стать основой для будущих решений по аналогичным вопросам. Большинство российских бизнесменов, попадающих под европейские санкции, включены в списки по критерию их особой роли в экономике, касающейся значительных доходов для российского государства.
Этот аспект получил расширение в новом регламенте, который более подробно освещает критерии для включения в санкционные списки.
Во время слушания генеральный адвокат суда интересовалась, какие шаги должны предпринять российские бизнесмены для снятия санкций.
Представитель юрисконсульта Совета ЕС отметил, что для соответствия санкционной политике бизнесмен может, например, публично выразить осуждение военной операции России в Украине.
Однако существует альтернативный путь: изменить свою основную деятельность, чтобы перестать соответствовать критериям для внесения в санкционный список, что влечет за собой полный выход из российской экономики.
Такие примеры уже имелись, и выход должен быть «подлинным и полным». Подлинность подразумевает, что бизнесмен не должен номинально покинуть свою должность или передать акции, но реально утратить контроль над бизнесом.
Доказать реальность такого выхода обязаны сами бизнесмены, уточнили в Совете ЕС.
Полнота означает, что предприниматель не должен ограничиваться продажей доли в одной компании, одновременно не покупая долю в другой.
Как объяснили в Совете ЕС, санкции могут быть отменены в двух случаях: через политическое решение, когда действия индивидума совместимы с целями Совета, или более формальным путем, когда предприниматель предпримет шаги, которые сделают неприменимыми юридические основания его санкционного статуса.
Шумилов сообщает, что если бизнесмен был включен в санкционный список Европейским Союзом как «ведущий предприниматель в России», он может вывести свой бизнес из российской экономики, что может дать возможность оспорить санкции.
Однако, несмотря на то, что основная нагрузка по обоснованию санкций лежит на Совете ЕС, реальное подтверждение выхода из-под санкций должен предоставить сам бизнесмен.
Это первым опытом, когда Совет ЕС формулирует политику для возможного выхода из санкций, что является новым явлением, отмечает Шумилов.
Тем не менее, Совет ЕС сохраняет возможность по своему усмотрению продлевать санкции, так что отсутствуют гарантий их снятия.
Это новшество дает бизнесменам подсказку о том, какие шаги можно предпринять, учитывая, что большинство из них подпадают под санкции по критерию (g) регламента 269/2014, касающегося их влияния на экономику России.
Хотя эти пояснения выглядят как шанс на выход из санкций, на практике Совет может создавать новые факты, чтобы обосновать санкции и минимизировать риск успешных обжалований в судебных инстанциях ЕС, что вызывает недоверие у экспертов.
Формальные основания для исключения подсанкционных предпринимателей из санкционного списка включают продолжение их деятельности в экономике России или материальную поддержку правительства.
Такие изменения в мотивации происходят каждые полгода с продлением антироссийских санкций Евросоюзом.
Ранее отсутствие четких критериев в судебной практике ЕС создавало неопределенность относительно шагов, необходимых для исключения бизнесменов из списка.
Например, некоторые случаи основывались на дистанцировании от России или на политических заявлениях, тогда как продажа бизнеса не всегда рассматривалась как однозначный критерий.
По словам Александра Надмитова, управляющего партнера юридической фирмы, новые заявления Совета ЕС могут создать более детализированный механизм защиты интересов фигурантов.
Однако существует неопределенность по стандартам доказательства, необходимых для подтверждения реальности выхода из российского бизнеса.
Процесс снятия санкций может оказаться сложным из-за высоких требований к подтверждению «реальности» продажи, предупреждает Надмитов.
Он также подчеркивает, что решение об исключении остается политическим, что означает возможность жесткого подхода со стороны органов ЕС, особенно в отношении влиятельных лиц в экономике России.
Таким образом, каждый случай будет оцениваться индивидуально, делая восстановление бизнес-репутации сложной задачей.
Решение по делам санкционированных лиц ожидается с учётом мнения генерального адвоката, которое будет представлено 5 июня 2025 года, сообщается от юридической фирмы Lansky, Gangzer, Goeth & Partner, которая представляет интересы Дмитрия Пумпянского.
Управляющий партнер данной фирмы, Филип Гет, обращает внимание на предвзятость Совета ЕС, который, по его мнению, не проявляет гибкости и старается находить причины для поддержания санкций. Он уточняет, что случаи, где возможно смягчение санкций, могут возникнуть лишь под давлением общественного мнения или в случаях, когда индивидуум незначителен для ЕС.
На недавнем заседании был уточнен вопрос о том, на каком основании бизнесмен может считаться «ведущим» с точки зрения санкций, и что «существенный» доход подразумевает. По словам Гета, даже руководство деловой ассоциации может привести к признанию лица «ведущим бизнесменом», что подтверждает сложность в интерпретации критериев.
Также обсуждалось, должна ли быть оценена способность бизнесмена влиять на политические процессы. Юристы настаивают на том, что Совет ЕС обязан обосновать наличие такого влияния, а иначе санкции могут быть необоснованными.
Однако участники заседания указали, что санкции направлены на «ведущие бизнесмены» как целостный класс, влияющий на ситуацию в стране. Представитель Чехии добавил, что взаимозависимость российского бизнеса и власти является ключевым фактором, подчеркивая, что бизнесмены ведут себя как «клоуны», собирающие деньги с зрителей, что иллюстрирует отношение к ним в структуре власти.