Рост деструктивного контента в России в 2024 году

Янв 20, 2025 / 01:17

В 2024 году в России наблюдается рост деструктивного контента в интернете: количество заблокированных или удаленных материалов с призывами к массовым беспорядкам увеличилось в 2,2 раза, а попыток вовлечь несовершеннолетних в противоправные действия стало больше почти в 1,5 раза.

Об этом сообщила федеральная служба Роскомнадзора. Такие показатели свидетельствуют о неэффективности действующих систем родительского контроля, по мнению экспертов.

Рост деструктивного контента в России в 2024 году

Председатель Госдумы Вячеслав Володин ранее анонсировал законопроект о защите граждан от деструктивного контента, включая материалы в видеоиграх.

Роскомнадзор уточнил, что в 2024 году, на основании судебных решений и требований Генпрокуратуры, был ограничен доступ к более чем 3,5 тысячам материалов с призывами к массовым беспорядкам, что в 2,2 раза превышает показатели 2023 года.

Также зафиксировано почти 33,2 тысячи заблокированных материалов, вовлекающих несовершеннолетних в противоправные действия.

Чтобы оперативно реагировать на противоправный контент, организовано взаимодействие с администрациями российских соцсетей.

Депутат Госдумы Антон Немкин заявил, что ранее внедренные системы родительского контроля не обеспечивают должную защиту детей и подростков в условиях новейших вызовов цифрового пространства.

Устаревшие меры регулирования оказались неэффективны перед новыми угрозами, исходящими от современных технологий.

Современные цифровые платформы, такие как социальные сети и видеоигры, создают риски распространения нежелательной информации, что вызывает опасения в обществе.

Депутат отметил, что особенно тревожным является вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, усугубляющее ситуацию с ростом пропаганды насилия в интернете.

В условиях глобальной сети информация распространяется молниеносно, и это требует от законодательства оперативной адаптации к новым вызовам.

В последнем время обсуждается законопроект, направленный на защиту граждан от деструктивного контента, особенно в видеоиграх.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин указал на возрастающие случаи насилия среди школьников, которые, как правило, оказались под влиянием видеоигр.

Он подчеркнул, что дети, совершающие агрессивные действия, зачастую не осознают, что граница между виртуальным и реальным миром размывается.

Володин отметил, что предлагаемые меры должны быть взвешенными, акцентируя внимание на необходимости защиты молодежи от опасного контента в интернет-пространстве.

Законопроект, внесенный в Госдуму в декабре 2024 года, предусматривает обязательную маркировку контента в видеоиграх, что является шагом к более безопасной цифровой среде для детей.

В соответствии с новыми инициативами, разработчики и распространители игр должны будут размещать не только возрастные метки, но и указания на присутствие в сюжетах жестокости, насилия, нецензурной лексики, алкоголя и наркотиков.

Ситуация с деструктивным контентом является крайне тревожной, особенно на таких платформах, как Telegram, где практически отсутствует правовое регулирование, отметил Андрей Афанасьев, председатель комитета по информационной безопасности семьи союза «Родительская палата». Эксперт подчеркивает важность создания четких норм регулирования, особенно для иностранных игровых платформ, таких как «Dota 2», «Counter-Strike» и «Roblox».

Он указал на то, что эти игры воплощают в себе мини-социальные сети, насыщенные деструктивным контентом, и регистрация в них часто не требует предоставления личной информации.

Юлия Езерская, юрист компании «Лемчик, Крупский и партнеры», акцентировала внимание на необходимости общественной и государственной инициативы для защиты детей от вредоносного контента, особенно в условиях, когда они проводят много времени в интернете.

В рамках защиты детей предполагается также проводить экспертизу видеоигр для выявления информации, запрещенной к распространению в России. Такие меры важны, чтобы сохранить безопасность детей в цифровом пространстве.

Вместе с тем, обсуждается вопрос о необходимости согласования покупок игр детьми с их родителями, чтобы предотвратить неоправданные расходы.

Современные креаторы могут столкнуться с ограничениями в своей творческой деятельности из-за новых законодательных норм, что вызывает озабоченность среди юристов.

Ведущий юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР отмечает, что законопроект требует доработки. В частности, он не учитывает важные аспекты взаимодействия между пользователями и разработчиками видеоигр, включая использование учетных записей для доступа к играм.

Кроме того, предложенные меры могут поставить российские компании в невыгодное положение по сравнению с иностранными конкурентами, поскольку отечественным разработчикам придется нести дополнительные расходы на подключение к системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). В то же время, иностранные компании не столкнутся с такими затратами и смогут продолжить предоставлять свои игры без изменений.

Это создает риски для бизнеса, так как многим организациям придется выделять средства на интеграцию своих систем с ЕСИА.

По материалам: iz.ru