Согласно прогнозам министра просвещения Сергея Кравцова, к 2030 году в России потребуется замещение 40 тысяч школьных учителей. Это стало известно во время правительственного часа в Госдуме в марте. Основной задачей власти является обеспечение вакансиями каждой конкретной школы в регионах. Для этого в каждом субъекте РФ уже утверждены специальные программы.
Важнейшим аспектом для педагогов остаются условия труда и система оплаты. На текущий момент многие учителя критикуют действующую систему, считая её неэффективной. В следующем году планируется тестирование новой модели оплаты, с полным внедрением к 2027 году.

В интервью с учительницей русского языка и литературы Марией Зинченко, уволенной из московской школы после вопросов о зарплате, подробно раскрывается сложная ситуация в сфере образования. Она рассказала, что после объединения школ в комплексы зарплаты учителей действительно увеличились, но одновременно возросла и нагрузка, что создало дополнительные трудности. Например, в прошлом году, работая 36 часов в неделю, она зарабатывала 120-130 тысяч рублей, тогда как в этом году её доход упал до 105-110 тысяч. Это говорит о значительном снижении её реального дохода на 20 тысяч рублей.
Также стоит отметить, что согласно закону учителей должны ознакомить с условиями труда и оплаты до начала учебного года, однако на практике это выполняется только в марте, что создает дополнительные трудности для педагогов.
В последние годы в школах происходит множество изменений, касающихся дополнительных занятий, которые ведут учителя русского языка и литературы. Ранее такие уроки включали подготовку к олимпиадам и тестированию, и они оплачивались наравне с обычными уроками. Однако теперь эти занятия перевели в категорию «кружков», что привело к снижению оплаты почти вдвое.
Также стоит отметить систему Московской электронной школы (МЭШ), за работу в которой учителя ранее получали фиксированную сумму в 8700 рублей. Со сменой системы стала необходима высокая вовлеченность учеников: 90% должны выполнять цифровые задания для адекватной оплаты труда. Но на практике это оказывается затруднительным из-за частых сбоев и неудовлетворенности родителей.
Сравнение с советским образованием указывает на падение уровня знаний, особенно у детей из семей с низким достатком, что подрывает их шансы на успех в будущем. Проблема ещё усугубляется отсутствием необходимых технических средств — вместо компьютеров школам предлагают раздачу планшетов.
Согласно информации, режим работы для учителей также меняется. Существует информация о грядущем снижении зарплат для всех работников образования, что вызывает беспокойство. Очевидно, что директора созывают учителей на неформальные встречи, чтобы обсудить эти изменения, оставаясь при этом в рамках контроля со стороны пенсионных органов.
Каждый учитель сам решал, как организовать свой день, в зависимости от рабочей нагрузки, что озвучивалось руководством на совещаниях. Однако с новым управлением эти «вольности» прекратились, и это коснулось не только педагогов, но и учеников. Школа утратила свою особую атмосферу, которая обеспечивала, например, расслабленный дресс-код в пятницу. Теперь учебное заведение стало рутинным и невыразительным.
Учителя, перегруженные обязанностями, жаждут хотя бы немного отдохнуть в каникулы. Однако при снижении зарплат они не могут рассчитывать на человеческое отношение со стороны администрации. Один из педагогов рассказал, что иногда они проводят в школе с 8:30 до 20:50, включая уроки и встречи с родителями, что создает ненормированный рабочий день. В дополнение к этому, проверки работ учителей зачастую происходят без должной документации, что нарушает Трудовой кодекс. Несмотря на это, на отгулы даже в период каникул они не могут рассчитывать.
Такое напряжение сказывается на здоровье педагогов и, в конечном счете, на качестве образования для детей. В стране развиваются образовательные реформы, но реальный учебный процесс превращается в цепочку рутинных задач. Один из учителей столкнулся с угрозой увольнения, причем на совещании не было возможности для его защиты. Но, несмотря на сложности, его ученики показывают хорошие результаты: сдают ОГЭ без двоек и участвуют в олимпиадах. Этим подтверждаются успехи как учителя, так и его учеников, что подчеркивает важность эффективной работы в условиях даже такой тяжелой нагрузки.
Работа учителя требует действительно серьезных усилий, и это не так просто, как может показаться на первый взгляд. В классе могут быть как сильные ученики, так и те, кто едва читает, а также дети с различными отклонениями и из неблагополучных семей. Подготовить таких детей так, чтобы не ставить им двоек – задача сложная, но мне это удалось благодаря моему активному подходу к классному руководству.
Каждые каникулы мы путешествуем по российским городам. Мы уже посетили все города Золотого кольца, а также Санкт-Петербург и Казань. Родители моих учеников могут лучше всего рассказать о наших поездках и впечатлениях. Важно отметить, что патриотическое воспитание остается актуальным, поэтому я регулярно вожу детей в музеи Москвы, связанные с историей Великой Отечественной войны и Отечественной войны 1812 года. На уроках мы обсуждаем эти события, их причины и последствия, и я стараюсь делать это даже в свое личное время.
К сожалению, возникли недоразумения, которые привели к напряженной ситуации на работе. За две недели меня подвергали стрессу и издевались, ища предлог для увольнения, но формального основания для этого не нашлось. С учетом нагрузки в 36 часов в неделю, я считаю, что подобные моменты могут вызвать трудности у любого педагога. Даже если кто-то захочет найти повод, можно создать массу проблем. Мне была предъявлена жалоба о психологическом насилии над учеником, хотя при этом были допущены многочисленные ошибки и нарушения законодательства.
Я планирую восстановиться на работе через суд и надеюсь, что помощь, которую я оказывала детям, будет учтена. У меня есть благодарственные письма от родителей, которые подтверждают мою работу. Однако нужно отметить, что среди коллег нет единства; лишь двое из них открыто высказались в поддержку, но многие боятся последствий. Часть из них имеет детей в нашем образовательном комплексе или беспокоится о кредитах и ипотеках.
Ситуация на рынке труда для учителей в провинции также не радужная. Летом несколько сотрудников, устав от условий, планируют увольняться. В последние месяцы восемь учителей покинули свои посты. Занятия порой ведут психологи, а ученикам предлагают просто посидеть с телефонами. Возвращают в школу также физиков, исходя из их огромной нехватки в системе.
Говоря об оплате труда, учителя в регионах, безусловно, мечтают о зарплате больше 100 тысяч рублей. Однако даже за такие деньги они испытывают значительную рабочую нагрузку: подготовка к урокам, проверка контрольных, классное руководство. Ответственные педагоги чаще организуют экскурсии и вывозят детей в музеи. О ситуации в Москве у учителей и речи быть не может – здесь работай на пределе возможностей, либо рискуй потерять место. В провинции, хотя заработок ниже, но учителя могут открыто говорить о своих трудностях.