Заслуженный юрист России Иван Соловьёв прокомментировал заявление замначальника Управления президента по вопросам государственной службы Андрея Лавренко, касающееся нехватки почти пяти тысяч судей в Российской Федерации.
На недавнем семинаре, организованном Высшей квалификационной коллегией судей, Лавренко озвучил, что к концу 2024 года в России останется 4855 вакантных судебных мест, и текущие заявки кандидатов не покрывают даже половины этой потребности.

Соловьёв объяснил сложившуюся ситуацию достаточно строгими требованиями к кандидатам на судейские должности, которые соответствуют далеко не всем юристам. Он отметил, что статус судьи высок и предполагает назначение президентом, а также соблюдение ряда критериев, включая образование, стаж и профессиональную подготовку. Таким образом, недостаток квалифицированных юристов, готовых принять на себя такую моральную ответственность, может затруднять доступ граждан к правосудию.
Соловьёв подчеркнул, что власти предпринимают логичные шаги для решения этой проблемы, упомянув о законопроекте, который предлагает расширить перечень юридических специальностей для желающих стать судьями. Он считает, что это может привлечь больше специалистов в судебную систему.
В качестве возможного источника новых судей юрист также обозначил бывших силовиков, несмотря на критику, что такие судьи могут быть не склонны к беспристрастному вынесению решений. По мнению Соловьёва, опыт работы в правоохранительных органах может помочь судье лучше понимать ошибки следствия и прокуратуры, и при должной адаптации они смогут эффективно выполнять свои обязанности.
В 2024 году на рассмотрение президенту России было представлено 3695 кандидатов в судьи, из которых 83% были назначены на должность. Однако 657 кандидатов не добились назначения, и практически половина из них не соответствовала критериям антикоррупционного законодательства или не могла подтвердить свои источники дохода. Другими причинами отказа стали низкие показатели на предыдущей работе, непрохождение военной службы, возникновение конфликта интересов или наличие судимостей среди близких родственников.