Инклюзия в образовании понимание и необходимость

Июл 25, 2025 / 09:20

С каждым годом тема инклюзии в образовании получает все большее внимание, однако до сих пор она не воспринимается как нечто обыденное. Многие специалисты, и даже рядовые родители, до конца не понимают, что именно подразумевается под этим термином, что приводит к неправомерной реализации принципов инклюзии на практике.

Инклюзия — это процесс, что подразумевает полноценное вовлечение людей с физическими и ментальными особенностями в различные сферы жизни. Основные принципы инклюзивного общества формулируются в Конвенции о правах инвалидов, принятой Россией в 2012 году. К ним относятся: создание условий для недискриминации инвалидов и равенства возможностей, уважение достоинства и индивидуальности каждого, обеспечение доступной среды, а также сохранение индивидуальности инвалидов.

Инклюзия в образовании понимание и необходимость

По данным Федерального реестра инвалидов, в начале 2023 года в России насчитывается более 716 тысяч детей с инвалидностью. Однако это не исчерпывает проблему, так как многие дети нуждаются в особых условиях обучения, но не имеют официального статуса инвалида. К примеру, легкая форма биполярного расстройства или синдром дефицита внимания и гиперактивности не всегда регистрируются как инвалидность, хотя нужда в индивидуальном подходе у этих детей может быть столь же велика, как и у ребят с диагнозами аутизм или ДЦП.

По разным данным, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может быть выявлен у 7-28% младших школьников в стране, позволяя предположить, что потребность в инклюзивном обучении охватывает значительно более широкий круг детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды требуют особого внимания и создания условий в образовательной организации, чтобы успешно встроиться в коллектив.

Гарантии образования для таких детей установлены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года) и Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно статье 79 указанных законодательных актов, их обучение может проходить в организациях, предлагающих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Для успешного образования детей с особыми потребностями необходимо создать специальные условия, что может быть реализовано как в обычных классах, так и в специализированных группах или учреждениях, например, в коррекционных школах. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и ресурсы, доступные в образовательной организации.

Для получения необходимых условий в школе родители должны обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с установленным диагнозом. Эта комиссия проведет оценку и выдаст заключение, а также даст рекомендации для дальнейшего образовательного пути ребенка.

Если ПМПК одобряет обучение ребенка в общеобразовательной школе, образовательное учреждение обязано организовать процесс обучения в соответствии с его потребностями и действующим законодательством. Образовательная организация не имеет права отказать в приеме ребенка с инвалидностью или с определенным медицинским диагнозом, так как согласно Конституции РФ, каждое лицо имеет право на образование вне зависимости от возраста или состояния здоровья.

Родители или законные представители имеют полномочия обжаловать отказ школы, обращаясь как в органы прокуратуры, так и в судебные инстанции. Также возможно обжалование заключения ПМПК в центральной комиссии, работа которой регламентируется приказом Минобрнауки.

Когда ребенок с особенностями развития поступает в образовательное учреждение, оно должно создать необходимые условия для его обучения. Если у ребенка имеются двигательные нарушения, школа должна принять меры по установке пандусов, поручней и специальной мебели для облегчения передвижения. Для детей с аутизмом, мечтающими об успешной адаптации и обучении, важно организовать специальную сенсорную комнату, которая позволит им снять эмоциональное напряжение и улучшить их общее самочувствие.

Детские сады и школы регулируют количество детей в группах и классах, особенно когда речь идет о детях с особыми потребностями. Согласно СанПиН 2.4.2.2821–10, в комбинированных классах, где учатся как здоровые дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), максимальное количество учащихся не должно превышать 20 человек. В общем, наполняемость классов в школе установлена на уровне до 25 человек.

Светлана Гусарова, старший преподаватель Домашней школы «ИнтернетУрок», подчеркивает важность дополнительной профессиональной подготовки для педагогов, которые работают с детьми с ОВЗ. Необходима поддержка коллег, а также выделение дополнительных должностей, таких как психолог, логопед, социальный педагог, тьютор и ассистент, которые помогут учителям адаптировать учебную программу под нужды таких детей. Эти специалисты берут на себя часть учебных функций, помогают регуляции поведения и следят за прогрессом учеников в различных предметах.

Гусарова отмечает, что в условиях современного образования темп обучения высок, и детям с ОВЗ часто сложно справляться с нагрузкой. У них может быть сниженная работоспособность и быстрая утомляемость. Из-за этого, после нескольких уроков, им становится трудно сосредоточиться и они могут отвлекаться.

Для поддержки таких детей важно использовать следующие методы: уменьшение объема информации для усвоения, вовлечение ребенка в практическую деятельность, использование наглядности и постоянный контроль за пониманием материала. Это позволит улучшить их образовательные результаты и адаптацию в классе.

Создание благоприятной среды для учащихся с особыми потребностями – основная задача службы сопровождения, в частности, тьютора. Тьютор, находясь рядом с ребёнком, помогает ему понимать правила и упражнения, а также налаживает коммуникацию с учителем и другими учениками.

По мнению преподавателя Гусаровой, решение сложностей в освоении учебной программы может быть облегчено благодаря применению онлайн-форматов инклюзивного образования. По её словам, такой подход снимает ограничения, связанные с пространством классной комнаты, и позволяет ученикам с особыми потребностями осваивать материал в собственном ритме с помощью информационных технологий. Это позволяет избежать отставания от сверстников.

Кандидат педагогических наук Элеонора Кулешова отмечает, что обучение среди обычных детей помогает детям с ограниченными возможностями перенимать социальные нормы и адаптироваться к обществу. Присутствие «особых» учеников в классах также обогащает опыт здоровых детей, формируя у них толерантность и внимательное отношение к окружающим. Это, в свою очередь, способствует развитию нравственного здоровья в обществе.

Психолог Центра лечебной педагогики «Особое детство» Анна Кибрик соглашается с тем, что инклюзивная среда положительно сказывается на всех её участниках.

Специалист подчеркивает, что положительное влияние инклюзии возможно лишь при одном важном условии: создании поддерживающей среды взрослыми. Как отмечает психоаналитик Анна Кибрик, даже самые добрые и чуткие первоклассники могут преждевременно стать свидетелями негативных последствий, если рядом с ними окажется аутичный ребенок, а класс возглавит учитель, не обученный работе с детьми с особенностями. Важно, чтобы взрослые транслировали правильные ценности и обеспечивали безопасную и развивающую среду для всех детей.

Кибрик указывает, что основная проблема инклюзии заключается в недостаточной осведомленности населения о ее целях и значимости. Согласно опросу ВЦИОМ, 59% россиян не знакомы с понятием «инклюзивное образование», хотя 66% респондентов выразили положительное отношение к его внедрению. Однако, 57% опрошенных уверены, что наличие детей с особенностями в классе может привести к конфликтам и агрессии. Этот факт подтверждается наблюдениями психолога, которая отмечает, что родители традиционных детей иногда объединяются против семьи ребенка с особыми потребностями.

Таким образом, успешная реализация инклюзии в образовательных учреждениях во многом зависит от взрослых.

Обеспокоенность родителей обычных детей поведением детей с особенностями часто затрагивает учителей и директоров, что может привести к изоляции таких учеников.

Психолог Кибрик подчеркивает важность работы с подобными случаями, призывая повышать осведомленность общества о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и вопросам буллинга. Эффективное просвещение может помочь защитить не только нуждающихся, но и предупреждать негативные стереотипы, такие как миф о том, что синдром Дауна «заразный», или представление о детях аутистах как о «опасных».

Директор Центра толерантности Еврейского музея Анна Макарчук отмечает, что есть прогресс в принятии принципов инклюзии, хотя и не всегда с правильными правилами и пониманием. Она поднимает важные вопросы общения с детьми, имеющими особые образовательные потребности, акцентируя внимание на необходимости поддержки, которая не унижает, а уважает индивидуальность. Макарчук указывает на распространенные ошибки даже в официальной документации, например, неправильное употребление фразы о том, что дети «страдают» аутизмом.

Основная задача профессиональной среды, по мнению Макарчук, заключается в том, чтобы инклюзия воспринималась как естественный процесс, а не как поддержка «исключенных». Для повышения инклюзивной грамотности она рекомендует прослушивание подкаста «ЛУЧ — лучшие уроки человечности» и участие в проектах благотворительного фонда «Свет», таких как конкурс «Без исключения», а также посещение Школы инклюзивного волонтера культуры.

В современных образовательных учреждениях наблюдается острый дефицит учителей с должной подготовкой, тьюторов и специалистов, способных работать в условиях инклюзивного обучения. Как указывает психолог Кибрик, одной из ключевых проблем является отсутствие эффективной системы подготовки педагогов для работы в инклюзивной среде. Особенно важно, чтобы такие специалисты приходили в районы школы, а не только в элитные учреждения, что обеспечит право каждого ребенка с особыми нуждами на качественное образование по месту жительства.

Опытный учитель должен владеть методиками интеграции детей с особыми потребностями в общий класс. Например, Кибрик отмечает, что использование специальных коммуникативных средств, таких как альбомы с карточками или коммуникативные планшеты, вызывает интерес у детей и способствует повышению статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среди сверстников. Также, как указал психолог, дети с радостью участвуют в помощи таким сверстникам.

Однако существует и другая проблема — нехватка необходимых ресурсов и инструментов для реализации инклюзивных программ в школах. Большинство образовательных учреждений сильно отстают в этом плане, но есть положительные примеры. Некоторые школы успешно используют возможности своих помещений, зонируя пространство для учебы, отдыха и игр. Тем не менее, они все еще нуждаются в специализированной мебели, учебных пособиях и альтернативах для дополнительной коммуникации.

Специалисты единодушны в том, что все вышеперечисленные задачи могут быть решены при активном участии родителей и педагогов. По словам Кулешовой, кандидата педагогических наук, родительские общественные организации играют важную роль в развитии инклюзии в образовании в России. Настало время, когда развитие инклюзии требует активной позиции со стороны педагогического сообщества.

По материалам: www.gazeta.ru