На этой неделе в нижней палате российского парламента обсуждается законопроект, направленный на ограничение недобросовестной рекламы услуг, связанных с банкротством граждан.
Этот закон запретит организациям давать ложные обещания об освобождении от долгов, а также призывать людей игнорировать свои финансовые обязательства.
Проблема долгов в России становится все более серьезной: 52% россиян имеют долги перед финансовыми учреждениями, а каждый третий испытывает трудности с их погашением.
Более того, каждый восьмой человек стал злостным неплательщиком.
Крупные компании для возврата долгов обращаются в суд, а меньшие организации прибегали к помощи коллекторов, но в последние годы их деятельность подверглась разборкам.
На их место пришел новый подход — продажа долгов на маркетплейсах.
Сюжет иллюстрирует, как Людмила Бурченкова выставила долг своей подруги Натальи Новохацкой на продажу после того, как не смогла получить от нее деньги, заимствованные несколько лет назад.
«Я верила в нашу дружбу, надеялась на компромисс», — рассказала Людмила о своем失期е, который из-за долга привел к разрыву отношений.
В нашей стране на фоне долговых обязательств набирает популярность серый бизнес, связанный с коллекторством и взысканием долгов. Услуги юристов, коллекторов, частных приставов и инвесторов становятся все более востребованными.
Процессы возврата задолженности включают методы, как правовые, так и сомнительные: шантаж, угрозы, суды и комиссии. Это создает уникальную рыночную ситуацию, где можно наблюдать объявления вроде «Продай должника и спи спокойно», что призывает кредиторов вернуть свои средства через посредников.
На подобных сайтах кредиторы могут выбрать лоты с различными рейтингами, основанными на привязанности долгов к активам, что напрямую влияет на привлекательность сделки. Так, долг в 200 миллионов выглядит гораздо менее привлекательным для инвестора, чем меньшие суммы с подтвержденными обязательствами.
Федор Запорожец, один из владельцев данной платформы, имеет опыт работы в взыскании долгов с 90-х годов и делится информацией о стоимости размещения объявлений в зависимости от типа лица.
Однако не все так просто: несмотря на открытость данных о должниках, соблюдается закон о защите персональных данных. Юрист Руслан Авдеев обращает внимание на то, что распространение личной информации без согласия нарушает закон.
Нередко заемщики идут на продажу долгов от отчаяния. Ольга Душелихинская, вложившая все свои сбережения в собственный дом, столкнулась с критической ситуацией, когда ее мечта рухнула под тяжестью задолженности.
Окуленков Лев, подрядчик, не выполнил свои обязательства по строительству коттеджа и оставил пострадавшую Ольгу Душелихинскую без возврата почти 20 миллионов рублей. После завершения коробки коттеджа его счета были арестованы, а имущество фирмы изъято. Ольга не единственная жертва, что подтверждает необходимость разоблачения таких мошеннических схем. По словам Ольги, Окуленков обещал вернуть деньги после продажи построенного жилья, однако этого не произошло.
В попытке разобраться в сложившейся ситуации, мы решили протестировать работу интернет-платформы для поиска должников. Опубликовав объявление, мы быстро нашли интересующего нас покупателя. Сначала нас пригласили в коллекторское агентство, где готовились взять на себя работу с должником, хотя методы воздействия вызывали сомнения и были на грани закона.
В агентстве уверяют, что для успешного взыскания долгов необходимо исследовать личные обстоятельства должника. В прошлом году федеральная служба судебных приставов смогла взыскать деньги по решениям суда примерно в 30 тысячах случаях. Заместитель начальника управления по организации исполнительного производства ФССП РФ Дмитрий Желудков сообщил, что за 2024 год было взыскано более 700 миллиардов рублей с физических и юридических лиц. Однако, по оценкам участников рынка, это составляет лишь малую часть всех финансовых обязательств, что подчеркивает серьезность проблемы задолженности в стране.
Продажа долгов является серым бизнесом, не регулируемым законом, и в этой сфере существует множество вариантов. Дан Гайнанов, позиционирующий себя как частный судебный пристав, утверждает, что его агентство работает более эффективно, чем государственные органы. Он объясняет, что использует специальные системы для мониторинга передвижения должников, помогая приставам в процессе изъятия имущества. Например, он организует процесс эвакуации автомобилей и согласовывает действия с понятыми.
Еще одним способом возврата долгов является обращение в юридическую контору, при этом важно понимать, что полную сумму возврата ожидать не стоит, и процесс может занять около года. Юридические специалисты следуют стратегии ареста имущества должника и его дальнейших торгов. Стоит отметить, что на должниках зарабатывают не только кредиторы, но и посредники, предоставляющие различные услуги, что делает этот рынок привлекательным и развивающимся. Количество исполнительных производств за последний год возросло, а ставки по банковским кредитам остаются высокими, что вынуждает людей обращаться к частным займам, число которых возросло почти на треть.
По словам основателя маркетплейса долгов «Долгов долг.рф» Ивана Рыкова, потенциальный объем рынка может достигать десяти триллионов рублей. Это те долги, что кредиторы не могут взыскать самостоятельно и готовы продать. На открытых платформах на данный момент можно найти объявления о продаже долгов почти на полмиллиарда рублей.
Примером правового конфликта на этом фоне служит случай Людмилы Бурченковой, которая подала заявление в полицию на свою бывшую знакомую Наталью Новохацкую. В настоящее время проводится проверка, и в скором времени может быть возбуждено уголовное дело о мошенничестве. Адвокаты окажут защиту своей клиентке, что еще раз подчеркивает значимость правового регулирования в сфере долгов.
Ситуация на рынке долгов, имеющая свои уникальные истории и правовые баталии, свидетельствует о необходимости комплексного обсуждения и возможной легализации подобных процессов для повышения прозрачности и защиты прав всех участников.