Согласно данным Госавтоинспекции, в 2024 году общая сумма штрафов за нарушения правил дорожного движения составила более 176 миллиардов рублей.
Количество вынесенных постановлений превысило 255 миллионов, большинство из которых было оформлено с помощью камер видеонаблюдения.

Замедление роста числа штрафов произошло в результате осенней инвентаризации систем фотовидеофиксации, в ходе которой некоторые комплексы в регионах были отключены.
Одновременно с этим были ужесточены правила установки этих систем.
Эксперты прогнозируют, что в 2025 году количество штрафов может впервые сократиться из-за новых повышенных санкций, вступивших в силу.
ГИБДД России на своем статистическом сайте опубликовала отчет о административной практике, согласно которому более 236 миллионов дел (на сумму 149,2 миллиарда рублей) были возбуждены против собственников транспортных средств.
Это говорит о том, что 93% штрафов были оформлены автоматически через дорожные камеры, отправляя «письма счастья» владельцам автомобилей.
Лидерами по числу штрафов остались Москва, Московская область, Татарстан и Санкт-Петербург.
Тем не менее, темпы роста числа штрафов замедлились: по итогам 2024 года прирост составил всего 6,2%, в то время как в предыдущие годы этот показатель колебался в пределах 11–17%.
Главной причиной замедления стал запуск реформ в системах фотовидеофиксации.
Власти России ужесточили контроль за установкой камер видеофиксации нарушений ПДД, что привело к отключению и демонтажу ряда комплексов по требованию ГИБДД.
На 1 сентября 2024 года по информации МВД в стране насчитывалось около 30 тысяч камер, однако точные данные на данный момент отсутствуют.
Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки», предсказывает, что в 2025 году число правонарушений не вырастет значительно. Это обосновано вступлением в силу новой редакции Кодекса об административных правонарушениях, где штрафы за основные нарушения увеличились в 1,5 раза.
Например, за превышение скорости на 20–40 км/ч теперь придется заплатить 750 рублей (562 рубля со скидкой), вместо прежних 500 рублей (250 рублей со скидкой).
Шкуматов отметил, что изменение размеров штрафов уже влияет на поведение водителей, которые стали более осторожными на дороге. Не исключено, что в этом году общее количество правонарушений даже сократится.
С учетом новых правил установки камер, их количество вряд ли существенно увеличится. Однако, эксперты прогнозируют, что общая сумма штрафов может возрастать на 1,5–2 раза в год, что будет зависеть от реакции водителей на новые санкции.
Также стоит отметить, что согласно обновленному КоАП, 25% от сборов штрафов теперь будет направляться в федеральный бюджет, тогда как ранее все средства поступали в регионы.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в своём комментарии отметил, что на данный момент сложно прогнозировать конечные цифры собираемости новых штрафов, поскольку неясно, как будет вести себя общество в условиях новых законодательных изменений.
По его мнению, прежде чем вносить поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), было бы разумно провести социологические исследования. По данным Госавтоинспекции, количество пьяных водителей сократилось на 30%.
На 2024 год было зарегистрировано 244,3 тыс. дел по частям 1 и 3 статьи 12.8 КоАП, в отличие от 351,2 тыс. в 2023 году. Эта динамика не наблюдалась в предыдущие годы, и юрист Сергей Радько предполагает, что на снижение числа случаев повлияло одновременно несколько факторов.
Одним из них стал «отложенный» эффект от введения уголовной ответственности за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения в 2021 году. Данная статья УК РФ (264.1) предусматривает наказание, включая лишение свободы на срок до двух лет.
Юрист также указывает, что возможно, инспекторы стали чаще классифицировать водителей, отказывающихся от освидетельствования, по статье 12.26 КоАП. За прошедший год количество дел по этой статье сократилось на 4%, составив 156,8 тыс. случаев.
В 2024 году на дорогах произошло 132 тыс. дорожно-транспортных происшествий, что на 0,3% меньше, чем в прошлом году. В результате этих происшествий погибло 14,4 тыс. человек (-0,7%), а 164,7 тыс. получили травмы.
Чаще всего случались столкновения, наезды на пешеходов и съезды с дорог. Лидерами по количеству аварий стали Москва, Краснодарский край, Нижегородская область, Санкт-Петербург и Московская область.
Также больше всего людей погибло в Краснодарском крае, Московской области, Ростовской области и Башкортостане. По итогам 2023 года наблюдалось увеличение аварийности на 4,5%, после нескольких лет снижения.
В ГИБДД связывают этот тренд с экономическими санкциями и изменениями в грузоперевозках, а также ростом внутреннего автотуризма, что стало следствием ограничения авиарейсов за границу.