Правительство Российской Федерации представило законопроект в Государственную думу, который направлен на противодействие правонарушениям, связанным с использованием информационных технологий.
Основное предложение заключается в обязательной идентификации продавцов и исполнителей через сервис «Госуслуги» на средних и крупных цифровых платформах. Это нововведение способно решить две ключевые проблемы: во-первых, защитить потребителей от некачественных товаров и мошенничества, а во-вторых, предотвратить уклонение от уплаты налогов и контрабанду контрафактной продукции.

Эксперт в области права Александр Хаминский, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области, подчеркивает значимость этих мер. Однако некоторые крупные платформы уже выразили недовольство, указывая на риск оттока иностранных продавцов и замедления развития международного бизнеса.
Они также предсказывают, что регистрация продавцов, предлагающих единичные товары, на «Госуслугах» может привести к их переходу на более мелкие торговые площадки и мессенджеры.
На это Хаминский замечает, что протесты интернет-гигантов вызваны их интересами, так как эти платформы получают комиссию от продавцов. Его мнение заключается в том, что главная задача платформ - увеличивать объем продаж, независимо от последствий для граждан и государства.
Кроме того, наличие большого числа индивидуальных предпринимателей и малых компаний на маркетплейсах, использующих упрощенную систему налогообложения, позволяет избежать подтверждения легальности товаров, что часто свидетельствует о возможных схемах уклонения от налогов.
Эксперт считает, что опасения относительно негативного влияния нового порядка регистрации на международный бизнес не обоснованы.
Продажа товаров в третьих странах не повлечет негативных налоговых последствий для продавцов-нерезидентов. Регистрация на «Госуслугах» не даст иностранцам возможности избегать налогов на доходы в России.
Существует множество интернет-магазинов, зарегистрированных на обычных граждан, которые, как правило, не являются предпринимателями, что позволяет им не уплачивать налоги, недополучая десятки миллиардов рублей в бюджет и не контролируя качество продаваемых товаров.
Также вызывает вопросы опасения цифровых платформ из-за возможного оттока продавцов и покупателей к конкурентам. Поддержка конкуренции должна быть приветствована, однако интернет-гиганты, стремящиеся сохранить свою монополию, это игнорируют.
Важно помнить, что интересы бизнеса не должны превалировать над интересами граждан и государства, что подчеркивает Хаминский.