Невский ССЗ выиграл дело против Schottel но средства вернуть сложно

Фев 12, 2025 / 09:32

Невский судостроительно-судоремонтный завод (Невский ССЗ) выиграл дело против немецкой компании Schottel и получил решение о взыскании 1,2 млн евро. Однако возможности вернуть эти средства остаются крайне низкими.

Аналогичную ситуацию наблюдает нижегородский завод «Красное Сормово», который также пытается взыскать 2 млн евро с Schottel, но процесс не продвигается в их пользу.

Невский ССЗ выиграл дело против Schottel но средства вернуть сложно

По контракту от мая 2017 года Schottel GmbH должен был поставить винторулевые колонки и подруливающие устройства для пяти сухогрузов проекта RSD59.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в своем решении от 31 января, подтвердил, что Невский ССЗ в 2021-2022 годах перечислил немецкому поставщику 1,2 млн евро в качестве аванса. Однако, поскольку Schottel не выполнила свои обязательства и не прислала представителя на процесс, суд удовлетворил требования Невского ССЗ.

Судья Зоя Шелема в решении отметила, что обстоятельства, на которые ссылался Невский ССЗ, были признаны ответчиком, поскольку он не оспорил их.

Невский ССЗ строит серию сухогрузов по заказу АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) для судоходной компании ООО «Пола Райз».

В декабре 2023 года завод представил заказчику первый сухогруз проекта RSD59, оснащенный российскими винторулевыми колонками, разработанными НПО «Винт» и изготовленными на заводе «Вега». Эти мероприятия стали частью программы импортозамещения.

Проект RSD59 был разработан петербургским ООО «Морское Инженерное Бюро — Дизайн СПб» и предполагает создание судов класса «река — море», предназначенных для перевозки различных грузов, включая генеральные, навалочные, пиломатериалы и металлолом.

Завод также вовлечен в юридические споры с европейскими производителями оборудования. В частности, в декабре прошлого года Невский ССЗ взыскал 4,1 млн евро с финской компании Wartsila Solutions Oy из-за неисполнения обязательств по контракту на поставку судовых дизель-генераторов и других систем.

После введения международных санкций Wartsila вышла из российского рынка, что привело к обращению завода в арбитраж. На данный момент, сумма еще не поступила, так как Wartsila оспаривает решение в апелляционном суде, слухи о котором ожидаются в конце марта.

Еще одним участником подобного спора является судостроительный завод «Красное Сормово» из Нижнего Новгорода, который требует взыскать 2 млн евро с германской компании Schottel за непоставленное оборудование, вероятно предназначавшееся для построенных по заказу ГТЛК 11 сухогрузов проекта RSD59.

Завод «Красное Сормово» предпринял попытку наложить арест на петербургскую «дочку» Schottel, ООО «Шоттель», включая все её банковские счета.

Однако встречное ходатайство было отклонено судьей Арбитражного суда Нижегородской области Ольгой Паньшиной.

Судья пояснила, что истец не представил доказательства, указывающие на то, что отсутствие обеспечительных мер затруднит исполнение судебного акта.

В частности, она отметила, что защита интересов одной стороны не должна происходить за счет ущемления прав другой стороны и третьих лиц.

«Красное Сормово» подало апелляцию, результат которой станет известен в марте, а слушание спора запланировано на сентябрь.

Генеральный директор ООО «Дизельзипсервис» Марина Карасёва высказала мнение о низких шансах на получение средств по решению арбитража о взыскании неотработанного аванса с европейского поставщика, который отказался выполнять обязательства из-за международных санкций.

Она подчеркнула, что несмотря на осознание бесперспективности таких судов, компании продолжают процесс, так как неотработанные авансы требуют документального обоснования.

Получение решения арбитража может помочь российскому заказчику избежать претензий со стороны налоговых органов в контексте валютного контроля.

Карасёва отметила, что всегда есть риск, что некоторые компании попытаются вывести значительные суммы из легального оборота, обрекая свои действия на обвинения в необоснованном отказе от обязательств.

Александр Арбузов, партнёр юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус», выражает мнение о маловероятном исполнении российских судебных решений в Европе.

По его словам, возможность обращения в российский арбитраж для граждан, пострадавших от санкций, создает значительные сложности для признания таких решений за границей.

Несмотря на это, он подчеркивает важность судебной деятельности, так как мир продолжает меняться, и перспективы будущего могут дать новые возможности.

В частности, замечается осторожное возвращение некоторых зарубежных брендов на российский рынок, что может привести к появлению активов, которые при наличии судебного решения могут стать основой для принудительного исполнения.

Это может представлять собой способ компенсации для тех, кто пострадал от экономических мер.

Если курс на дистанцирование от Европы продолжится, обладание законным судебным решением может сыграть важную роль в защите интересов взыскателей, отмечает юрист.

Генеральный директор Невского ССЗ, Евгений Кузнецов, воздержался от комментариев относительно возможности взыскания 1,2 млн евро с компании Schottel после решения арбитража.

Невский судостроительно-судоремонтный завод, основанный в 1913 году, прошел через множество изменений, и с 2024 года его контрольные пакеты вернулись под управление самого завода после изменений в законодательстве, позволяющих приостановить права финской Arctech Helsinki Shipyard Oy.

Федерация России включила Невский ССЗ в перечень ключевых организаций, что изменило его корпоративную структуру.

По материалам: www.dp.ru