Афера в логистике серьезно расширила свои горизонты, как сообщают участники рынка.
В 2024 году убытки от мошенничества превысили полумиллиарда рублей, при этом основная часть этих потерь связана с доказанными махинациями в процессе доставки товаров.
Мошенникам за такие действия грозит до пяти лет лишения свободы, что подчеркивают юристы.
Как именно обманывают логистические компании, рассказали аналитики цифровой платформы страхового сопровождения грузоперевозок «Zunami». Методы мошенничества значительно разнообразились, и в 2024 году каждый третий случай страхового мошенничества связался с инсценировкой событий.
Логисты выделяют наибольшее внимание на подмену товаров - вместо дорогих смартфонов клиенты часто отправляют мыло или камни, упакованные в оригинальные коробки.
Кроме того, известны случаи, когда клиент повторно отправлял товары с одними и теми же повреждениями, которые невозможно было выявить при стандартном досмотре.
Также оригинальным подходом стало использование «метода сухого льда», когда в качестве дорогого товара передавались коробки с сухим льдом. Благодаря значительному весу отправлений эксперты не выказали подозрений, что и способствовало успеху махинации.
Обострение ситуации в данной сфере перенаправляет внимание на необходимость повышения уровня контроля и проверки грузов в логистических компаниях.
Во время транспортировки груза произошел инцидент: лед, находившийся в упаковке, испарился, и к месту назначения прибыли лишь пустые коробки. После этого клиент потребовал компенсацию убытков, расценив ситуацию как хищение товара.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются логисты, включают завышение стоимости поврежденного груза, фальсификацию документов и необоснованное увеличение суммы страхового возмещения. По данным аналитиков, в прошлом году общая сумма заявленных убытков в логистической сфере достигла 548,8 млн рублей, 60% из которых составляют подтвержденные случаи мошенничества, а остальные находятся на этапе дополнительного рассмотрения.
Грузовладельцы часто завышают или занижают стоимость груза, что позволяет им либо уменьшить страховую премию, либо получить больше денег в случае убытка. Генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго», Сергей Чернов, отметил, что это также ведет к некорректным данным в заявлениях на страхование и инсценировке страховых событий.
Такие инженерные манёвры могут включать имитацию кражи или порчи груза для получения страховых выплат. Директор компании «Логистик Авто», Сергей Масовец, поделился примером, когда один из клиентов предоставил недостоверные данные о стоимости трактора. Это привело к проблемам со страховой компанией после ДТП во время доставки, так как повреждение не соответствовало реальной заявленной стоимости.
В договоре купли-продажи было указано заниженное значение — 3 тыс. рублей, в то время как реальная стоимость трактора составила 1,5 млн рублей. Это привело к затруднениям в процессе возмещения, в результате чего грузовладелец был вынужден заказать независимую экспертизу для подтверждения истинной цены.
Проблемы со страховыми случаями затрагивают компании, которые работают с физическими лицами, особенно при перевозке личных или б/у вещей. По словам Сергея Масовца, застраховать такие грузы зачастую невозможно, что открывает возможности для недобросовестных заказчиков использовать ситуацию в своих интересах.
Эксперт отмечает, что компания часто сталкивается с попытками клиентов получить необоснованные страховые выплаты. Одно из решений — внедрение блокчейн-технологий и антифрод-систем, которые способны эффективно выявлять риски и минимизировать мошенничество, что позволяет избежать значительных убытков.
В некоторых случаях проблемы возникают не из-за умысла клиента на обман, а из-за недостатка информации о действительной стоимости груза. Масовец также подчеркнул, что мошенничество при грузоперевозках часто связано с инсценировками событий, такими как поджоги, хищения во время транспортировки или фиктивные перевозки, которые существуют лишь на бумаге. Фальсификация размеров ущерба является еще одной распространенной схемой.
В 2024 году был зафиксирован единичный случай мошенничества, связанный с хищением тракторов. Благодаря слаженной работе с полицией удалось вернуть похищенное имущество клиенту.
Мошенники использовали схему «переадресация», в рамках которой создавалось подставное юрлицо, выдающее себя за транспортную компанию. Они находили водителей и грузы через биржи и уговаривали любителей заработать наличными на разгрузке.
Все необходимые документы оформлялись, но мошенник подменял номер телефона водителя на свой, соблюдая полное удовлетворение двух сторон — заказчика и экспедитора. После этого схема развивалась: настоящий водитель загружал товар, а мошенник продолжал общаться, выдавая себя за него.
По телефону он мог объяснять, что склады переполнены или что у него поломалась машина, постепенно задерживая процесс. Когда ситуация становится критической и требуется временное решение, водитель, не догадываясь о мошенничестве, выполняет разгрузку в несанкционированном месте, тогда как преступник начинает сбывать похищенное имущество.
Отключив телефон, мошенник оставляет заказчика и экспедитора в неведении о произошедшем.
В случае выявления мошеннических действий, компания «Согласие» незамедлительно обращается в полицию.
Дарья Туркина, руководитель управления страхования транспортных рисков «АльфаСтрахования», отметила, что на данный момент не наблюдается значительного увеличения случаев страхового мошенничества.
Однако вице-президент Ассоциации юристов Владимир Кузнецов рассказал о новых схемах обмана, связанным с маркетплейсами. Злоумышленники создают боты, маскирующиеся под официальные аккаунты.
Это затрудняет процесс доказательства умышленной подмены товаров, поскольку мошенники могут отправлять вместо заказанного товара то, что было указано в документах перевозчику. Например, клиент заказывает телефон, а получает мыло, что недостаточно для предъявления претензий к транспортной компании.
Перевозчикам необходимо проверять соответствие товара сопроводительным документам и отсутствие видимых дефектов.
С другой стороны, подмена товара может быть неумышленной: например, вместо запрашиваемой модели приходит другой цвет. В таких случаях спор решается в рамках гражданского законодательства.
Сергей Чернов добавил, что внедрение систем отслеживания, включая видеокамеры и датчики, помогает предотвратить мошенничество путем фиксации всех действий с грузом.
Однако даже современные технологии не могут полностью исключить риски мошенничества.