Конституционный суд (КС) начал рассматривать жалобу псковского отделения партии «Яблоко». Партия оспаривает положения законов о политических партиях, некоммерческих организациях и регистрации юридических лиц, а также некоторые аспекты избирательного законодательства.
Эти нормы позволяют судам признавать полномочия новых руководителей региональных ячеек партий лишь с момента их регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В результате, кандидаты от «Яблока» оказались не допущены к местным выборам. По словам эксперта, предъявляемые требования к руководству партии аналогичны тем, что применяются к директорам коммерческих организаций, и он сомневается, что КС будет пересматривать такую практику.
Основной причиной обращения «Яблока» в суд стало снятие семи их партсписков на муниципальных выборах в Псковской области в 2023 году. Все решения принимались на основании исков кандидатов от конкурирующих партий.
Представитель «Яблока» Виталий Исаков отметил, что руководитель регионального отделения Артур Гайдук, который заверил документы для избиркома, не был внесен в список уполномоченных лиц ФНС на момент подачи заявок. Эта регистрация произошла только 18 июля, на два дня позже партконференции, которая выдвинула кандидатов.
В итоге, все кандидаты от «Яблока», выдвинутые в семи округах, были исключены из списка на муниципальные выборы. Судьи, принимавшие решения по этим делам, основывались на законах о НКО и государственной регистрации, которые устанавливают, что изменения вступают в силу лишь с момента их регистрации в ЕГРЮЛ.
В партии «Яблоко» считают, что существующее толкование законодательства о регистрации кандидатов является неконституционным, так как оно несет ограничения для избирательных объединений и самих кандидатов, что противоречит цели демократических выборов.
Согласно их мнению, полномочия руководителя организации на подписание документов начинаются с момента его избрания, и в законодательстве нет оснований для отказа в регистрации на основании того, что документы заверены лицом, информация о котором не занесена в ЕГРЮЛ.
Более того, объединения без статуса юридического лица тоже могут выдвигать кандидатов, что подтверждает независимость полномочий руководителя от реестра.
Виталий Исаков подчеркивает, что избиркомы не обнаружили нарушений в предоставленных документах, и если бы это было так, кандидаты должны были получить уведомления о проблемах.
Верховный суд, в свою очередь, высказал мнение, что отмена ранее принятых решений может быть бессмысленной, поскольку после выборов это не восстанавливает права на участие в выборах.
Ситуация вокруг недопуска кандидатов на выборы не нова; в 2023 году произошел случай, когда суд запретил отмену всего партийного списка из-за мелких ошибок, а в 2024 году обязал избиркомы восстанавливать кандидатов даже после истечения сроков регистрации.
Эксперты добавляют, что полномочия лидеров региональных отделений партии как руководителей юридических лиц начинаются с момента их регистрации в ЕГРЮЛ.
Согласно позиции Олега Захарова, юридический факт, требующий государственной регистрации, можно считать завершенным только после ее завершения.
Это наглядно демонстрирует процесс покупки квартиры: хотя договор подписан, деньги уплачены и расписка получена, право собственности не фиксируется до регистрации в Росреестре.
По мнению Захарова, отсутствие дискриминации оппозиции очевидно, поскольку подобные ситуации наблюдались и с партией власти.
Например, в 2019 году в Хабаровском крае сменили секретаря региональной «Единой России» во время выборов, что заставило отложить подачу документов на неделю до регистрации его избрания в ЕГРЮЛ.
Захаров сомневается, что Конституционный Суд изменит эту практику, поскольку требовать особых условий для партийных руководителей в сравнении с обычными директорами было бы неправильно.
Унификация правил госрегистрации партий и юридических лиц была важной целью реформы партийного законодательства.
Захаров подчеркивает, что это не является недосмотром со стороны законодателей, а отражает их замысел.