28 января депутаты Госдумы на заседании рассмотрели поправки к закону «О защите прав потребителей». Предложения касаются запрета автосалонов, коммунальных предприятий и интернет-магазинов на навязывание клиентам дополнительных платных услуг, таких как страховки, СМС-уведомления и оплата консьерж-сервисов.
Согласно законопроекту, внесены изменения в статью 16, вводящий пункт 3.1, который запрещает навязывание дополнительных товаров и услуг. Для повышения эффективности данного запрета, станет невозможным проставлять клиентами автоматические отметки о согласии на такие сделки.
Спикер Госдумы отметил важность защиты граждан от ненужных расходов, манипуляций и шантажа при заключении договоров. В последнее время поступило множество жалоб от потребителей относительно принудительного получения дополнительных услуг, что привело к негативным последствиям, таким как угроза отказа в скидках или недобровольные штрафы.
В Госдуме акцентировали внимание на том, что бизнес-структуры используют различные практики, влияющие на волеизъявление потребителей, что вынуждает их подписывать договоры на невыгодных условиях. Эти меры направлены на защиту прав граждан и нивелирование негативных аспектов взаимодействия между потребителями и продавцами.
В современном обществе потребители часто сталкиваются с навязыванием дополнительных платных услуг, таких как страхование и СМС-уведомления, что приводит к неприятным последствиям. Многие даже не осознают, что на них навесили эти дополнительные расходы, и в результате возникают проблемы, когда приходится бороться за свои права. Эти споры могут отнимать много времени и нервных сил, а иногда и тянуться месяцами, что негативно сказывается на здоровье. Изучив данную ситуацию, законодательные органы определили, что данные случаи становятся все более распространенными и начинают принимать характер настоящей эпидемии.
Согласно опросам, проведенным в ноябре 2023 года, 43% россиян сообщили о попытках взимания платы за услуги, входящие в программу обязательного медицинского страхования (ОМС). Однако сфера медицины — не единственное место, где потребители сталкиваются с навязыванием услуг. Одной из главных причин жалоб, поступающих в Роспотребнадзор и Банк России, являются обращения клиентов, оказавшихся в ситуации, когда при покупке железнодорожных или авиабилетов им автоматически ставят галочку согласия на заключение дополнительных договоров страхования. Со схожими проблемами сталкиваются и потребители, оформляющие займы или приобретающие автомобили в автосалонах.
В связи с этим становится актуальным вопрос о том, как избежать телефонного прессинга продавцов и защитить свои права в условиях агрессивного маркетинга, что требует повышенного внимания и грамотных действий со стороны потребителей.
Недовольство граждан в последнее время вызывают попытки управляющих компаний завысить счета за услуги ЖКХ. С 2022 года, помимо традиционных расходов на содержание и ремонт жилых помещений, коммунальщики начали включать в платежные документы дополнительные услуги, такие как «телетрансляция», «страхование имущества», «консьерж», «кабельное телевидение» и другие.
При этом эти дополнительные расходы зачастую становятся автоматическими, без согласия собственников и без заключения дополнительных договоров. Это явление стало особенно заметным на фоне растущего числа жалоб от потребителей, что привлекло внимание контролирующих структур, которые разослали предупреждения компаниям, уличенным в этих практиках.
Тем не менее, многие управляющие компании продолжают искать лазейки в законодательстве, создавая новые договора с различными уловками, которые могут затруднить понимание условий для потребителей. Согласно анализу правоприменительной практики, существует необходимость решения проблемы, связанной с действиями хозяйствующих субъектов, которые могут привести к имущественному ущербу для потребителей.
Это заявление было сделано в Госдуме, где подчеркнули, что предложенные изменения помогут в защите прав потребителей, которые по закону считаются самой незащищенной стороной в отношениях с поставщиками товаров и услуг.
Проблема навязывания дополнительных услуг уже длительное время актуальна. В практике юристов возникали случаи, когда клиенты, приобретая товары, попадали в невыгодные условия. Например, случай с клиентом автосалона, которому навязывались дополнительные услуги под видом «скидок», в результате чего сумма этих услуг равнялась стоимости самого автомобиля.
Чтобы разобраться в завуалированных условиях договора, потребовалась помощь юриста, а затем дело затянулось с судебными разбирательствами на несколько месяцев. Таким образом, если законодатели смогут ограничить манипуляции продавцов с навязыванием дополнительных услуг, это будет только на пользу потребителям.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже предприняла шаги для защиты прав потребителей, введя штрафы для автодилеров за подобные практики. Так же ФАС оштрафовала компанию Apple на 1,2 миллиарда рублей за навязывание своей платёжной системы. Также были подвергнуты критике банки, которые инициируют навязывание зарплатных проектов.
Таким образом, намечаются шаги к улучшению ситуации в сфере защиты прав потребителей, что имеет большое значение в условиях современной экономики.